Интеллектуальный классный час классный час (8 класс) на тему. Примерная тематика интеллектуально-познавательных классных часов Знакомство классный час мероприятие интеллектуальное воспитание

Интеллектуальные игры для 9 класса

Классный час 9 класс

Интеллектуальная игра «Сила разума» в 9 классе

Игра проходит по типу аукциона, любой участник может отвечать за команду, очки идут в общий «командный котел». Сильных учеников лучше вывеси из игры, сформировав из них судейский совет. Это позволит слабым детям проявить большую активность. В ходе игры нужно поощрять нестандартные, оригинальные ответы, обращая внимание детей на то, что отступление от шаблонов - это признак самостоятельного, гибкого ума.

Цели : расширить представление детей об интеллектуальных способностях; формировать положительное отношение к умственному труду, воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как любознательность, пытливость, эрудиция; побуждать детей к самообразованию, самовоспитанию; развивать навыки групповой работы.

Форма проведения : интеллектуальная игра.

План классного часа

I. Мотивационная беседа.

II. Интеллектуальная игра «Сила ума».

1. Смесь бульдога с носорогом (Составь предложение).

2. До чего они похожи! (Найди общее).

3. Чужие здесь не ходят (Убери лишнее).

4. Совсем наоборот (Найди противоположное).

5. Всюду пригодится! (Найди применение).

6. Смотри в корень (Выдели самое существенное).

7. Что в лоб, что по лбу (Скажи другими словами).

8. В огороде бузина, а в Киеве дядька (Построй логическую цепочку).

9. Потому, что кончается на «у» (Найди причины).

10. Как вас теперь называть? (Придумай заглавие).

III. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Мотивационная беседа

Классный руководитель. Один мудрец как-то заметил, что никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память. Вы согласны с этим утверждением? (Высказывания детей.)

Кто из вас доволен своим умом? А у кого память хромает? (Ответы детей.)

Специалисты утверждают, что человек использует всего 3-5% возможностей своего мозга. А 95% бездействует! А еще почему-то

считается, что ум достается каждому от рождения: одному больше, другому меньше. Но это не так: в результате экспериментов психологи доказали, что наш ум в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать. Сегодня мы и будем это делать.

II. Интеллектуальная игра «Сила ума»

Классный руководитель. Начинаем интеллектуальную игру «Сила ума». В этой игре участвуют 2 команды. «Полет мысли» и «Железная логика». Игра организована по типу аукциона, в ходе ее будет разыграно 11 заданий. Каждое задание оценивается в 1 балл. Его получит команда, давшая последний ответ. Кроме того, оригинальный, творческий ответ награждается дополнительным баллом. Времени на обдумывание не дается. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Судить игру будет очень строгое жюри [имена, фамилии).

(Судьи занимают место у доски. Задания читает классный руководитель.)

Смесь бульдога с носорогом

Итак, разыгрывается первое задание. Мы его назвали «Смесь бульдога с носорогом». Даны три слова: «озеро», «карандаш» и «медведь». Составьте предложение, в состав которого входили бы эти слова. [Дети в обеих командах поднимают руки, по очереди отвечают.)

Задание выполнено, победа досталась команде [название).

До чего они похожи!

Разыгрывается второе задание. Мы его назвали «До чего они похожи!»

Даны два слова: «кастрюля» и «лодка». Нужно найти как можно больше общих признаков у этих предметов.

Чужие здесь не ходят

Третье задание «Чужие здесь не ходят»! Даны три слова: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы (можно объединять любые - по любым признакам), а одно слово, «лишнее», в котором этого признака нет, исключить. Конечно, нужно и объяснять свой выбор. Например, помидор и солнце - круглые, значит, собака - лишняя. Ваши варианты...

Одно и то же

Четвертое задание называется «Одно и то же». Я называю предмет: «вертолет». Нужно найти как можно больше предметов с такими же признаками. И обязательно объяснить ответ.

Примечание. Если задание вызывает у детей затруднение, учитель может отвечать первым: бабочка - летает, автобус - транспорт и т. п.

«Совсем наоборот» (Найди противоположное)

«Совсем наоборот» - так называется пятое задание. Я называю слово «дом». Найдите как можно больше других предметов, в чем-то противоположных данному. Постарайтесь найти различные признаки предмета (размер, материал, назначение, принадлежность, тогда будет легче подобрать предмет с противоположным признаком. И, конечно же, не забывайте объяснять свои ответы.

Всюду пригодится!

Шестое задание - «Во все бочки затычка». Я называю предмет - «книга». Надо перечислить как можно больше способов его применения. Конечно, запрещаются безнравственные, варварские способы применения.

Смотри в корень

Дано слово - «спорт». Надо назвать как можно больше предметов, которые являются самыми существенными для этого понятия. {Спортсмен, тренировка, соревнование, олимпиада и т. п.)

Что в лоб, что по лбу

Дана фраза: «Весной в душе рождается надежда». Представьте себе, что все слова этой фразы внезапно исчезли из языка. Как передать смысл другими словами? Побеждает тот, у кого больше трех вариантов.

В огороде бузина, а в Киеве дядька

Есть два события: белка, сидя на дереве, упустила орех, и директор школы получил выговор. Надо установить между ними связь, т. е. сочинить ряд естественных переходов от первого события ко второму. (Например: «Упавший орех ударил гулявшую по лесу собаку, она с испугу побежала и укусила за ногу шедшего по дорожке мальчика, мальчик был спортсменом, из-за укуса не мог участвовать в спортивных соревнованиях, в результате его школа не заняла призового места».)

Потому, что кончается на «у»

Представьте себе такую ситуацию: вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута. Надо как можно быстрее назвать причины этого факта, возможные его объяснения.

Как вас теперь называть?

Послушайте небольшой рассказ. «Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять - все свое время они проводят у экранов телевизора. Отец двух таких мальчиков из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и подсоединил его к небольшой динамо-машине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипедной раме и усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно понизился». Придумайте название для этого рассказа.

Наша игра подошла к концу. В какой команде собрались самые сильные умы?

(Судьи подводят итоги, объявляют результаты.) Поздравляем победителей!

III. Заключительное слово

Классный руководитель. Игровые задания, которые вы сегодня выполняли, - это не пустая забава, а специальные упражнения для развития вашего мышления, для повышения его скорости и глубины. Наука утверждает, что можно учиться мыслить, играя. И у вас сегодня это получилось. Следовательно, и ума прибавилось.

«Классные часы профилактика» - Журнал по профилактике нарушений ПДД Журнал по пожарной профилактике. Традиционные единичные мероприятия. Профилактика пожарной безопасности. Успешного семинара! Профилактика конфликтов. 27 апреля – День профилактики: Профилактика ПДД. Особенности проведения тематических Дней. Цель: Профилактика здорового образа жизни.

«Классные часы о космосе» - Стрелка. Белка. Проведенные мероприятия в рамках «Единого дня» полностью соответствовали заданной тематике. Альфа Центавра. Выпуск стенгазет. Классные часы; Игры, викторины; Конкурсы рисунков. Неизведанная планета. “Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”.

«Классные часы» - Организация и проведение классного часа. Традиционный классный час. Личностно-ориентированный классный час. Функции. Тема педсовета «Классный час в системе воспитательной работы». Обогащение знаниями о природе, обществе, технике и человеке. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

Вопросы для самостоятельного исследования учащихся: Дидактические цели. Общество-пространство сотрудничества в интересах реализации прав детей. Деятельность учащихся. Для учителей. Работа в микрогруппах «четверках», выбор лучшей гипотезы. Структура темы. Школа. Деятельность учителя. 1 часть – « Теоретическая» 01.09.08 г.: Предъявление творческого задания, организационная (1 урок-35 минут).

«Классные часы о дружбе» - Люди сильны испугом Вдруг потерять друзей. Цель: Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: - Дружи со мной… Н. Заболотский. Предлагаю Ильиной: Ты дружи со мной одной! Какие требования к дружбе предъявляет автор текста? И ради дружбы необходимо трудиться душой. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания.

«Классные часы и воспитание» - Цели: Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; Применение знаний, полученных на уроках истории и обществознания; Формирование своего отношения к происходящему; Развитие исследовательских умений. Педагогические задачи классного часа.

Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы: интеллектуальные марафоны; дни творчества; интеллектуальные ринги и викторины; заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д. Примерная тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся предлагается в приложении 5.

РАСПИСАНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом.

Классный час в единый день недели для звена или параллели удобен для осуществления внутришкольного контроля за проведением основной формы работы с классным коллективом. Тематические классные часы (при наличии тематического планирования с 1 по 11 класс) проходят одновременно, при необходимости можно провести тематическое мероприятие на параллель. Имея отведённое время в расписании можно собрать звено или параллель на ученическое собрание или пригласить для выступления лекторов, узких специалистов и т. д.

Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

СИСТЕМНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Воспитательная работа – это часть (подсистема) учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического, сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения. Традиционно воспитательную работу ведут классные руководители, педагоги школ.

Какое место в системе внеклассной воспитательной деятельности школы должен занять классный час как основная форма воспитательной работы с классным коллективом?

Н.П. Капустин в учебном пособии «Педагогические технологии адаптивной школы» предлагает конкретную структуру, содержание, основные формы, методы, алгоритмы и организацию воспитательной работы в адаптивной школе. Особенность воспитательного процесса в адаптивной школе в его системности. Прежде всего, в данной школе упорядочили систему целей воспитания. Главная воспитательная цель – развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов ребенка. Конечный результат – нравственная позиция личности (идеальное), нравственное поведение (реальное). Между главной целью и конечным результатом имеются подцели, выражающие всю совокупность отношений человека с внешней средой, с миром и самим собой. Именно подцели, или цели среднего уровня, определяют содержание (наполнение) основных воспитательных форм.

К основным воспитательным формам с классным коллективом данная школа относит классное собрание и классный час.

Выделяются два вида собраний: по планированию и организации жизнедеятельности; по подведению итогов жизнедеятельности и ее анализу.

Выделяются тематические и ситуационные классные часы. Задачи у них разные. Первый отвечает в большей мере потребностям духовного роста ребенка, его интересам, природному самовыражению. Второй служит социально-нравственной адаптации личности.

На классных часах и классных собраниях используется общая структура развивающего метода, различаются технологии и методики. На собраниях используются первые три компонента технологии и методики коллективного воспитания. На ситуационных классных часах – технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания. На тематических классных часах – специальные сценарии.

Кроме основных воспитательных форм используются игры, марафоны, дискуссии, походы, экспедиции, экскурсии. По методике проведения данных форм работы имеется много литературы, и их проведение не составляет особого труда.

Система воспитательной работы с использованием основных форм выстраивается в течение месяца.

На 1-й неделе проводится классное собрание по планированию коллективной деятельности на предстоящий месяц. На 2-й – ситуационный классный час с обсуждением какой-либо поведенческой ситуации. На 3-й – тематический классный час с целью расширения сознания той областью знаний, которая отвечает потребностям и интересам детей. На 4-й неделе – классное собрание по подведению итогов и анализу деятельности учащихся.

Как правило, классные часы и собрания проводятся в школах после уроков и в тот день, который удобен классному руководителю. В адаптивной школе указанные формы включаются в расписание уроков: 1 раз в неделю (например, по вторникам) на 3-м уроке для первой смены, на 1-м уроке – для второй смены. Тем самым задаются упорядоченность и динамизм в воспитательной работе. Сведем высказанные соображения в таблицу.

Системность задается совокупностью таких компонентов, как цели, содержание, формы, методы и технологии, условия и оценивание результатов, их соотнесение с целями. Что касается содержания, то в отсутствие программ воспитания оно определяется планом воспитательной работы школы или планом воспитывающей деятельности.

В последние годы в педагогической литературе появился термин "воспитывающая деятельность». Данная школа рассматривает воспитывающую деятельность как средство воспитания. Но не всякая деятельность воспитывает, а только та, которая позволяет переводить педагогические цели в цели деятельности детей, в процессе которой формируются определенные качества личности.

Приведенная схема позволяет увидеть общее в учебном процессе и процессе воспитания, что позволяет сделать вывод о системной организации воспитательной работы. Авторы обращают внимание читателя на отсутствие термина "воспитательная система". В этом нет противоречия. Воспитательный процесс рассматривается как целостная система, и в рамках его – подсистема, воспитательная работа, которая и несет в себе все признаки системности.

Структура, основные формы и алгоритмы

В работе классного руководителя с учащимися класса

Я неделя

Классное собрание

Планирование коллективных дел

Технология:

1.Информация о событиях за прошедшую неделю.

2.Выбор цели деятельности.

3.Планирование деятельности.

4.Обсуждение.

5.Выбор ответственных за подготовку и проведение выбранного дела.

6.Распределение времени для подготовки.

7.Рефлексия: на что надо обратить внимание при подготовке и проведении запланированного мероприятия

Я неделя

Ситуационный классный час.

Обсуждение ситуации

Технология :

2.Информация по теме ситуации.

3.Обсуждение ситуации по алгоритму: "Я – позиция"; причина "Я - позиции" и общественно значимая норма; дискуссия; рефлексия; свободный выбор.

Я неделя

Тематический классный час

Технология :

1. Информация о событиях за прошедшую неделю.

2.Проведение мероприятия по сценарию.

3.Рефлексия: какие впечатления остались у участников после проведенного мероприятия.

Я неделя

Классное собрание.

Подведение итогов.

Технология :

1. Информация о событиях за прошедшую неделю.

2.Обсуждение жизнедеятельности класса за прошедший месяц. По кругу учащиеся вспоминают о делах класса и отвечают на вопросы: что понравилось, почему? Какие проблемы, связанные с культурой поведения, надо решать всем учащимся?

3.Рефлексия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Начинающему классному руководителю, да порой и опытному, не всегда легко и быстро удаётся поставить цели и задачи, определить форму подготовить и провести классное мероприятие, классный час. Этот творческий процесс требует осмысления, времени на подготовку и организацию. Зачастую учащиеся на классном часе чувствуют себя как на уроке (слушают монологи учителя, отвечают на вопросы).

Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию школьника как члена ученического коллектива, как личности. Не всегда то, что интересно учителю, интересно и его воспитанникам, так как классными руководителями не всегда учитываются возрастные особенности детей, их умение воспринимать на слух ту или иную информацию, выполнять задуманное учителем, пусть даже интересное (по мнению взрослого), задание.

Поэтому сегодня мы говорим о новых подходах в воспитании детей через классный час. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный.

В целях повышения компетенции педагогов школы в вопросах современных воспитательных технологий, способствования формированию у педагогов установки на использование личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе, овладения классными руководителями методикой подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа в школе необходимо осуществление обучения, методического сопровождения и поддержки классных руководителей по данному вопросу. Заместитель директора по воспитательной работе с методическим объединением классных руководителей, помимо обучающих традиционных форм: педагогических советов (приложение 6 , педагогический совет «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания») , семинаров, лекций, тренингов, организационно-деятельностных игр, индивидуальных и групповых консультаций, может организовать проведение мастер-класса, педагогической гостиной, «круглого стола», педагогических дебатов. Кроме этого, в школе целесообразно создавать на базе библиотеки (медиатеки) или кабинета воспитательной работы базу данных форм работы, информационные тематические справки из разных источников, комментарии специалистов, сценарии проведения классных мероприятий по тематическим направлениям, возрасту учащихся. Систематизированная методическая копилка повысит качественную, творческую подготовку классных руководителей и учащихся к классным мероприятиям.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Составление календарно-тематического планирования классных часов необходимо осуществлять в соответствии:

ü с целями и задачами программы воспитательной деятельности классного руководителя;

ü с основной циклограммой традиционных школьных дел на учебный год.

Рассмотрим составление тематического планирования классных часов на основе циклограммы традиционных школьных дел поэтапно.

1 этап: определяем 1-2 основные темы (направления воспитательной работы) для тематического классного часа по месяцам на учебный год;

2 этап : определяем в данной теме(ах) примерную тематику классных часов для школьного звена или всей школы с 1 по 11 класс с учётом динамики познавательного и духовного развития ребёнка.

Данное решение вопроса особенно выгодно и полезно тем школам, где приоритетными формами работы являются коллективные творческие дела (особенно традиционные, значимые), которые решают комплекс задач, охватывают всех (или значительную часть) участников образовательного процесса, разнообразны по формам работы и содержанию, длительны по времени, предполагают взаимодействие всех школьных структур (школьная библиотека, предметные МО, МО классных руководителей и руководителей ДО, объединения дополнительного образования, органы школьного ученического самоуправления, психолого-педагогическая служба, школьный музей, теплица и др.) в контексте единого дела. При планировании дела рекомендуем учесть рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитания.

Кто и каким образом может участвовать в разработке тем для классных часов? В начальной школе это можно сделать на заседании методического объединения классных руководителей в форме деловой игры. В среднем и старшем звеньях тематические направления распределить между школьными структурами, например темы по гражданско-патриотическому воспитанию могут разработать педагоги методического объединения учителей истории и обществознания, по духовно-нравственному воспитанию учителя литературы, библиотекари. Правовое воспитание в рамках всей школы необходимо согласовать с учителем обществознания, социальным педагогом школы, направление «Здоровый образ жизни» грамотно спланируют валеолог при взаимодействии с методическими объединениями учителей естественных наук, физического воспитания и т. д.

При составлении тем необходимо опираться на нормативные документы федерального, регионального, муниципального уровней, учитывать цели и задачи Программы развития школы, воспитательной системы, а также реальное состояние качества воспитания в школе.

Рабочие материалы по составлению тематического планирования классных часов представлено в приложении 8.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ДЕЛА)

(по И. П. Третьякову)

В анализе учитывается, что подготовка воспитательного мероприятия (дела) проходит ряд взаимосвязанных взаимодействующих этапов, на каждом из которых педагог включает определённую группу детей в тот или иной вид деятельности, формируя отношение к тем или иным сторонам действительности. Таких этапов в воспитательном мероприятии пять: анализ обстановки и формирование цели, планирование, организация , непосредственное воздействие на коллектив, заключительная фаза.

Осуществление любого этапа вне связи с другим теряет всякий смысл, поэтому анализ включает все этапы. Собранная информация по всем пяти этапам является основой для глубокого и всестороннего анализа.

Основные аспекты анализа

  1. Место данного воспитательного дела в образовательном процессе школы, класса, его связь с учебным процессом, с другой деятельностью воспитательного характера (кружки, клубы, секции и т. д.).
  2. Цель воспитательного дела (предметная, воспитательная, насколько она достигнута).
  3. Педагогическое обоснование темы и формы организации воспитательного дела.
  4. Виды и содержание деятельности детей в его процессе (познавательная, художественно-творческая, техническая, спортивная, игровая, организаторская и др.), оценка её воспитательного влияния.
  5. Взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей на всех этапах. В ходе обсуждения (свободный разговор) оцениваются: степень охвата воспитательным делом, психологическое состояние детей в процессе его (организованность, увлечённость, эмоциональные реакции , высказывания). В итоге определяется результативность воспитательного дела (познавательная, воспитательная) , наличие элементов положительного опыта , недостатки и их причины, формируются выводы, советы, рекомендации.

Схемы анализа классного мероприятия (классного часа) как варианты предлагаются в приложении 7 .

Приложение 1

Формы от А до Я

Агитбригада. Агитсуд. Азбука полезных действий академия сказочных, волшебных наук. Аукцион сказочных, полезных вещей, знаний, народных мудростей. Аппликация.

Бал сказочных, литературных героев, героев сегодняшнего дня. Беседа тематическая (цикл бесед). Беседа-экскурсия, беседа-викторина. Беседа музыкальная. Бюро добрых услуг. Брейн-ринг.

Вернисаж. Вечер у камина. Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Викторины тематические: экологические, литературные, музыкальные. Викторина-тест. Вечера знакомств, вечера спортивные, вечера игровые. Вечер вопросов и ответов. Вечера тематические: легенд, сказок, загадок. Вечера-диспуты. Вечера-концерты. Встречи с интересными людьми. Встречи с увлечением. Выпуск газет, вестников, листовок, оформление информационных уголков. Выставки: рисунков, поделок. Домашних растений. Фотовыставки. Выставки персональные (учителей, учеников, родителей).

Галерея. Гиннес-шоу. «Горячая линия». Гостиная.

Деловые игры. Десанты. Диалоги творческие. Дискотеки «А нам весело!». Дни открытых уроков и воспитательных мероприятий. Дни тематические: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День ребенка, День здоровья, День семьи, День Земли, День дерева и т.д. Дни открытий. День чудес. День добрых сюрпризов. День тезок (или фестиваль однофамильцев). Дискуссия, диспут (круглый стол – беседа, форум-обсуждение, дебаты – формализованное обсуждение, симпозиум).

Жизнь замечательных идей. Журнал устный.

Занятия: занятие-поиск, занятие-фантазия, занятие-игра, занятие-сказка. Занятия-практикумы. Загадывание загадок. Знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей, проявивших себя в истории Отечества, в мировой истории как яркие индивидуальности.

Издание книжек-малышек, рукописных журналов. Игра познавательная. Игровые часы: крестики-нолики, звездный час, брейн-ринг, морской бой. «Что? Где? Когда?» Поле чудес. Крестики-нолики. Игра-путешествие. Использование различных сюжетов для ролевой игры – театрализованного или кукольного спектакля. Игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д. Игроклассы. Игробанк. Изготовление игрушек-героев сказок, костюмов сказочных героев. Инсценирование сказок.

Карнавал. Календарь (исторический, литературный, музыкальный). КВН. Классные часы (тематические, ситуативные). «Компас в книжном море». Композиция литературно-музыкальная. Конкурсы (формы конкурсов: викторина, головоломка, кроссворд, ребус, эстафета): чтецов, рассказчиков и фантазеров, тематических загадок, карнавальных костюмов, полезных дел, юных художников, рисунков; скороговорок, театральный, на лучшего танцора, скульптора, на лучший рассказ с продолжением. Конкурсно-игровые программы (крестики-нолики).

КТД. Организованные : газета-молния, живая газета, журнал-эстафета. Познавательные творческие дела : вечер-сбор путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защита фантастических проектов, пресс-бой (свободный пресс-бой, пресс-бой по континентам), рассказ-эстафета, турнир знатоков (разнобой), словарь различных наук.

Литературно-художественные конкурсы : конкурс на лучшую сказку на одну и ту же тему, букву, слово; конкурс на лучший рассказ или сказку в картинках; конкурс на лучший коллективный рисунок на общую и свободную тему; конкурс на лучшую подпись под рисунком или серией рисунков. Кольцовка песен. Концерт-молния. Конкурс рисованных фильмов.

Трудовые и творческие дела : атака, десант, рейд («связка», «звезда», «веер»). «Ромашка».

Модифицированные КДТ с учетом сегодняшних реалий : школа социального успеха, создание ситуаций социального успеха, создание ситуаций выбора, приобретение детьми видов деятельности для себя.

Книжное обозрение. Кружки, клубы: «Веселый теремок», «Подружка», «Мелодия», «Диалог», «Почемучка», дискуссионные, клуб интересных встреч. Клубные объединения: исторические, экологические, профессиональные. Концерт тематический. Конференции.

Лабиринт. Лаборатория проблем (оперативный поиск новых решений). Лекторий. Лекция-концерт. Линейки тематические («Посвящение в первоклассники», «Посвящение в рыцари» и т.д.). Лото.

Магазин сказок, загадок, скороговорок. Мастерские творческие, подарков. Мастер-классы. Марафон (интеллектуальный, танцевальный, театральный, игр). Моделирование. Музей забытых вещей. Мини-проект. Мини-практикум. Митинг. Мозговая атака. Мониторинг.

Наблюдение. Недели тематические: музыки, театра, кино, детской и юношеской книги, цветов, неделя вежливости, неделя цветов и т.д. Недели тематические по предметам: русого языка, математики, истории и т.д.

Объединения по интересам: любителей книги, музыки. Обзор литературы, периодической печати. Обозреватели за круглым столом. Обыгрывание и разбор ситуаций. Огонек. Операции. Олимпиады. Отчет творческий по предметам. Оформление стендов (информационных уголков).

Парад. Постановка сказочного спектакля, постановка сказок духовно-нравственного содержания. Посиделки. Праздники (народные, политические, религиозные, профессиональные, семейные, обрядовые, календарные, спортивные). Праздники тематические: моего имени, Солнца, Первой Звезды, птиц, Волшебной Воды, труда, книги и т.д. Презентации в сфере общения и отношения с людьми. Пресс-диалог. Пресс-конференция, читательская конференция. Прослушивание и обсуждение. Просмотр слайд-фильмов, диафильмов. Проблемно-практические ситуации. Политическая информация. Проекты.

Развлечение. Рассказ. Рассматривание книжных иллюстраций к сказкам, репродукций, предметов. Решение задач и ситуаций. Рисование. Ринг (выпускной, сказочный, музыкальный, политический, предметный и т.д.).

Салон (музыкальный, театральный, кукольный и т.д.). семинар (семинар-соревнование, семинар в форме пресс-конференции, семинар-диалог, семинар-дискуссия, семинар-исследование). Сказки дидактические. Создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций. Создание зон уединения. Составление фотоальбомов с сопроводительными текстами, составление и отправление поздравительных открыток, составление генеалогического дерева. Сочинения-рассуждения. Студии. Суд.

Театрализованное представление. Телеобозрение. Телемост. Тематические альбомы. Оформление. Творческие отчеты. Тренинги по развитию креативных характеристик мышления, эмоционально-волевой сферы, по самопрезентации, саморефлексии, тренинги ролевые (родители-дети) и т.д. Турниры знатоков, турнир политический, пресс-конференция. Турнир-викторина («Цепочка», «атака веером», «оборона веером»).

Уголок (загадок, викторин, ребусов, головоломок, шарад и т.д.). Университет школьников.

Уроки нетрадиционные, опирающиеся на фантазию : урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок - творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок-выставка, урок – «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, урок-бенефис, урок-портрет, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

Уроки, имитирующие какие -либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка. Гостиная, путешествие в прошлое (будущее), поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов.

Уроки с игровой состязательной основой : урок-игра, урок-«домино», проверочноый кроссворд, урок в форме «Лото», урок типа: «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, дуэль, соревнование и т.д.

«Умники и умницы». Уроки мужества. Утренники. Устный журнал.

Фабрика звезд. Филармония школьная. «Философский стол». Фестивали (рисованных фильмов, народных игр). Форум.

Художественно-продуктивная деятельность.

Циклы занятий: «Азбука Вежливости», «Шедевры мировой художественной и музыкальной культуры», «Чудеса света» и т.д.

Чайная цветочная, чайная музыкальная и т.д. Часы тематические: час занимательный, час содружества, час клубный, час откровения, час творческих конкурсов, час игр и развлечений, час рисования, час сочинений и фантазий, час интересных сообщений и т.д. Часы-размышления. «Что? Где? Когда?».

Школы: вежливых наук, умелых хозяев, «Стиль», «Имидж» и т.д.

Шоу-программы.

Энциклопедия.

Экскурсия.

Эстафеты: вежливых детей, смеха, творческой мысли.

Экспедиция-игра.

Ярмарка (вещей, рисунков, поделок). Ярмарка идей.

С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воспитатьная работа в современной школе». - Воронеж, 2006

До сих пор одной из приоритетных форм внеклассной воспитательной работы в школе с 1 по 11 класс, выбираемой педагогами и учениками, остается классный час. Это мероприятие, имеющее различные формы и технологии в зависимости от возраста, особенностей учащихся, опыта педагога, а также школьных условий, способствующих самовоспитанию и самореализации детей.

При этом необходимо помнить, что классный час - это не урок , а свободное творческое общение педагога и его воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.

Чтобы определить тематику классных часов , необходимо выделить круг интересующих тем и вопросов из пожеланий учащихся, а затем уже составлять воспитательную программу на учебный год.

Для этого обучающимся, например, в виде анкеты можно предложить несколько тематических направлений, чтобы каждый ученик сделал свой выбор или предложил что-то свое. Очень важно, чтобы в классе был доверительный психологический микроклимат, где дети не боятся высказывать свое мнение или остаться вовсе непонятыми. При таком подходе, классному руководителю удастся узнать больше о проблемах, которые интересуют детей, а не навязывать свою точку зрения.

Естественно, что в начальной школе, учителю придется подталкивать ребят к формулированию своей точки зрения и обозначению круга проблем, но уже к 5 классу дети будут говорить свободно о том, что их волнует и интересует.

При умело поставленной организации воспитательной работы в школе старшеклассники сами будут не только выбирать актуальные темы классных часов, но и готовиться к ним, поднимая вопросы, из которых, по их мнению, они «не выросли».

После этого, можно смело планировать классные часы на весь учебный год, согласно выбранным тематическим направлениям воспитательной работы. Они могут быть такими:

1. Классные часы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников .

Данные классные часы разрабатываются с целью развития умственных способностей обучающихся и повышения интереса к получению новых знаний и образования в целом.

Историческая эстафета

Своя игра по окружающему миру

Брейн-ринг по физике

Интеллектуальная игра: «О, математики!»

Экономическая игра «Морской бой»

Деловая игра: Проценты

Путешествие в страну Информатики

2. Классные часы по трудовому и семейному воспитанию .

Их цель: вовлечение учащихся в различные виды труда и передача опыта, а также осуществление начальной профориентации. Семейное воспитание направлено на укрепление престижа и роли семьи в обществе.

Примерные темы классных часов:

Путешествие в город мастеров

Мир профессий и твое место в нем

Деловая игра: Мы лучшие в своей профессии

3. Классные часы по формированию здорового образа жизни

Они нацелены на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Примерные темы:

Здоровье свое сбережём с малых лет - оно нас избавит от болей и бед

Способы борьбы со стрессом

Хлеб да каша - пища наша

Как Иван был пожарным

Великая тайна господина Витамина

Уважая правила движенья, к Гене мы идем на день рожденья!

4. Классные часы о нравственном воспитании

Целью данных мероприятий является формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, гуманного отношения к окружающим и культуры общения, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, потребности в труде, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Например, такие темы:

Ты и твои друзья

Жизнь дана на добрые дела

Все люди разные, а права у всех одинаковые

Мы в мире вещей

Поведение в театре

Обида. Взаимоотношения с окружающими

5. Классные часы военно-патриотического и правового воспитания

Здесь основной целью является формирование и развитие патриотической личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Примерные темы классных часов:

Урок толерантности с писательницей Ордем Гали

И шли на фронт сибиряки

Дети войны

Легко любить все человечество, соседа любить сумей

Подвигу народа жить в веках

Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается

6. Праздничные классные часы

Это самый популярный вид классных часов в школах. Подготовка к праздникам начинается еще задолго до торжественного дня, и как правило, классные руководители, стараются рассказать об истории возникновения праздника в занимательной форме - конкурсы, КВН, викторины, вечера и т.д. Одним словом, учи и воспитывай, играя!

7. Классные часы по экологическому воспитанию

Это направление становится приоритетным в воспитательной работе школы . Сегодня очень важно воспитание экологически-культурной личности, формирования в ней экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде.

Примеры тем для классных часов:

Экологический КВН

Путешествие в страну экологии

Новогодняя экологическая сказка

Экозанятие: национальная экологическая безопасность

Экологическая сказка: Лес полный чудес!

Земля - наш дом родной!

Игра по экологии: Про зеленые леса, и лесные чудеса!

Подробнее о формах внеклассной работы по экологии можно прочитать

Далеко не секрет, что у классных руководителей не хватает времени на составление и разработку всех школьных мероприятий, поэтому приходится прибегать к поиску информации в сети Интернет.

Надеемся, что наша коллекция классных часов, ориентированная на все возрастные группы детей поможет вам достойно подготовиться к предстоящему мероприятию:

Помните о том, что интересно составленный классный час не только порадует учащихся, пополнит вашу методическую копилку, но и позволит получить от Конспект.ру

Интеллектуальная игра

«Счастливый случай»

Ведущий. Начинаем игру, которая называется «Счастливый случай». В игре принимает участие 18 игроков. Сейчас проведём жеребьёвку. Каждый участник достаёт из мешочка фишку. Какого цвета она окажется, за такой стол садится участник: красный, синий или жёлтый.

Проводится жеребьёвка.

Гейм 1 «Вопрос-ответ» .

Область вопросов участники определяют, вытаскивая карточки определённого цвета (зелёная, красная, синяя, жёлтая).

За правильный ответ команда получает 1 балл. Если 3 раза подряд выпадает один и тот же цвет, то за правильный ответ на вопрос не 1, а 3 балла. Это и есть «счастливый случай».

«Общие знания» (жёлтая карточка)

    Что без ног идёт? (Дождь, время)

    Что без воды плавает? (Облака)

    Какое белорусское имя растёт во ржи? (Василёк)

    Стучит, гремит, а нигде его не видно. (Гром)

    Предварительный набросок к картине, рисунку. (Эскиз)

    Чему равна дюжина? (12, чёртова дюжина – 13)

    Что такое отель? (Гостиница)

    Что общего у петуха и у всадника? (Шпоры)

«Человек» (красная карточка)

    Зачем человеку сон? (Во сне человек отдыхает, восстанавливает силы)

    Что такое самоуважение? (Уважение человека к самому себе)

    Почему мышцы человека так назвали? (От латинского слова «мускулюс», что означает «мышь», они бегают под кожей, как мышки)

    У кого больше шейных позвонков: у человека или жирафа? (Одинаково,7)

    О ком говорят, что «у него голова на плечах»? (Об умном человеке)

    О ком можно сказать, что «он коту по пятку, а воробью по колено»? (Об очень низком человеке)

    О ком говорят, что «он за словом в карман не лезет»? (О человеке, находчивом в беседе, немолчаливом)

    Назовите самарских писателей и поэтов.

«Природа» (зелёная карточка)

    Для чего бобры валят деревья? (Чтобы делать запруды, строить домики)

    На каком материке нет рек? (В Антарктиде)

    Все ли зайцы зимою белые? (Нет, белеют беляки, а русаки остаются серыми)

    Место, где река берёт своё начало. (Исток)

    Какая птица является символом мира? (Голубь, символ придумал П.Пикассо)

    Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, Клёна, Осины)

    Назовите осенние цветы. (Астры, хризантемы, георгины)

    Для чего опытные садоводы приносят в огород жаб? (Они уничтожают вредных насекомых)

«Сказки» (синяя карточка)

    Что искали в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)

    Что потеряла Золушка? (Туфельку)

    Какие рыбы исполняют желания в сказках? (Щука, золотая рыбка)

    Кто украл солнце в сказку К.И.Чуковского «Краденое солнце»? (Крокодил)

    В сказке какого писателя горошина играет очень важную роль? (Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»)

    Назовите героев сказки «Пшеничный колосок». (Гусак Шипун, индюк Болботун, курочка)

    Назовите друзей незнайки. (Знайка, Кнопочка, Пончик, Винтик, Шпунтик)

    Назовите писателей-сказочников.(Гримм, Андерсен, Перро, Гауфт)

Музыкальная пауза (Песня в исполнении ученицы)

Необходимо ответить на большее количество вопросов за 1 минуту. За каждый правильный ответ 1 балл.

    Где находится головной мозг? (В черепе)

    Первая учебная книга школьника. (Букварь)

    Птенцы какой птицы не знают своей мамы? (Кукушки)

    Девочка, которая попала в Зазеркалье. (Алиса)

    Часть слова перед корнем. (Приставка)

    Орган зрения. (Глаз)

    Дитёныш коровы. (Телёнок)

    Большая, высокая копна сена. (Стог)

    Человек, который учит детей в школе. (Учитель)

    Насекомые, дающие человеку мёд. (Пчёлы)

    Корова, которую купил кот Матроскин. (Мурка)

    Обозначение звука на письме. (Буква)

    Высохший хлеб. (Сухарь)

    Не врач, а деревья лечит. (Дятел)

    Сумма сторон прямоугольника. (Периметр)

    Что видит человек, когда спит? (Сон)

    Отец твоего отца, а тебе? (Дед)

    Трусливый, как … (заяц)

    Ядовитый гриб с красной шляпкой. (Мухомор)

    Кто на себе дом возит? (Улитка)

    Ступеньки, которые двигаются. (Эскалатор)

    Название телепередачи о животных. («В мире животных»)

    Последний день недели. (Воскресенье)

    Помещение, где стоят машины. (Гараж)

    Друг Чебурашки. (Крокодил Гена)

    Откуда появился Старик Хоттабыч? (Из бутылки)

    Какие буквы звука не обозначают? (Ъ и ь)

    Где находится спинной мозг? (В позвоночнике)

    Самый большой зверь Беловежской пущи. (Зубр)

    Часть слова после корня. (Суффикс или окончание)

    Хитрая, как … (лиса)

    Что посеешь, то и … (пожнёшь).

    Есть ли воздух в почве? (Да)

    Какое животное при опасности отбрасывает хвост? (Ящерица)

    Нос птицы. (Клюв)

    Доктор, который лечит животных. (Айболит)

    Железная дорога под землёй. (Метро)

    Столица России. (Москва)

    Мама твоей мамы, а тебе … (бабушка)

    Домик для пчёл. (Улей)

    Груши, яблоки, сливы - это…(фрукты)

    Грибы жёлтого цвета. (Лисички)

    Что разбила мышка в сказке? (Яичко)

    Знак сложения. (Плюс)

    Сумка школьника. (Портфель, ранец)

    Что носят близорукие люди? (Очки)

    Сколько органов чувств? (Пять)

    В стихотворении есть …(рифма и ритм)

    Если бабушка с дедушкой не работают, то они получают … (пенсию).

    Папа Буратино. (Карло)

    Переносчица сонной болезни. (Муха Цеце)

    Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

    Знак вычитания. (Минус)

    Предмет, на котором сидят. (Стул)

    Первый день недели. (Понедельник)

    Сильный как … (медведь).

    Дружбу за деньги … (не купишь).

    Грибы, растущие под берёзой. (Подберёзовики)

    Владелица избушки на курьих ножках. (Баба Яга)

    Рабочий стол ученика. (Парта)

    Деньги, которые получают студенты. (Стипендия)

    Дерево, которое плачет. (Ива)

    Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)

    Картофель, свекла, морковь – это … (овощи)

    Дитёныш лошади. (Жеребёнок)

    Первый месяц года. (Январь)

    Геометрическая фигура, у которой 3 угла. (Треугольник)

    Конь – шахматная … (фигура).

    Комната для занятий в школе. (Класс)

    Сколько см в 1 дм? (10)

    Сумчатое животное. (Кенгуру)

    Врач для животных. (Ветеринар)

    Починка автомобиля. (Ремонт)

    То же, что и страна, республика. (Государство)

    Изделие из теста с начинкой. (Пирог)

    На нём играют в футбол. (Стадион)

    Макака, шимпанзе, горилла – это … (обезьяны).

    На ней пекут блины. (Сковорода)

    Театральное представление. (Спектакль)

    Искусственный водоём для плаванья. (Бассейн)

    Струя воды, выбрасываемая вверх под напором. (Фонтан)

    Сосуд для супа. (Кастрюля, тарелка)

    Собирание грибов – это тихая … (охота).

    Все воды земли. (Океан)

    Вскипевшая вода. (Кипяток)

    Застёжка в виде твёрдого кружка. (Пуговица)

Игра со зрителями.

За правильные ответы зрители получают очки, которые затем они могут отдать той команде, за которую они болеют.

    Трава от 99 болезней. (Зверобой)

    Кто может пить ногой? (Лягушка)

    Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)

    Пингвин – птица или нет? (Птица)

    Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа)

    Разноцветные грибы. (Сыроежки)

    Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина)

    Какая птица выше всех летает? (Орёл)

    Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

    Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае)

    Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)

    Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

    Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)

    Самая высокая трава. (Бамбук)

    Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)

    Название какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)

    Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (Заяц)

    Кровожадный хищник наших лесов. (Волк)

    Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)

    Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождевой)

    Какая птица в мире самая большая? (Страус)

    Когда ёж не колется? (Когда только родится)

    Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)

    Чьи листья опадают осенью зелёными? (Ольхи)

    Где у кузнечика ухо? (На ноге)

    Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

    Сколько ног у паука? (8)

    Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)

    Животное лесов, похожее на кошку. (Рысь)

Гейм 3 «Ты мне, я – тебе».

Каждая команда задаёт вопрос другой команде.

Гейм 4 «Тёмная лошадка».

Даётся описание приглашённого на игру гостя. Команды должны угадать, кто это такой. Затем гость задаёт вопросы каждой команде.

Подведение итогов. Награждение победителей.