Матрос плюсы и минусы профессии. Привет! Мы знакомы? Описание профессии штурман моряк для детей

Профессия моряк


Открытое море - это красивейший пейзаж. Но, конечно же, со временем он надоедает. А есть люди, которые свою профессию неразрывно связали с этими бескрайними синими просторами. Моряк - член команды гражданского или военного судна на море. Это понятие включает в себя людей разных профессий, если они работают на судне, которое ходит в море. Моряком можно считать и повара, и учёного океанолога, и капитана судна и даже уборщика на палубе - все они работают вдали от берега. К этой профессии можно зачислить даже тех, кто не умеет плавать, но работает на корабле.

Учёные определили, что человек выходил в море ещё 23 тысячи лет назад. Но назвать это профессиональным мореплаванием было нельзя. Судя по оставленным рисункам, люди просто переправлялись на маленьких примитивных лодках на небольшие расстояния. А вот первые более-менее профессиональные моряки появились 7000 лет до нашей эры в Красном море и Персидском заливе - это были мелкие рыбацкие судна. Тогда же, скорее всего, и появились первые профессиональные моряки. В нашей стране флот существовал ещё до нашей эры, но более развитым он стал во времена Киевской Руси, когда судна строились по подобию варяжских лодок. Тогда уже моряки принимали активное участие в торговле и обороне страны.…

Моряков можно встретить в портовых городах. Там это считается распространённой профессией (если флот хорошо развит). После развала Советского Союза как гражданский, так и военный флот переживает период разрухи. Поэтому все больше отечественных специалистов работают под иностранными флагами.

Человек, желающий работать на судне, которое ходит в море, должен обладать такими навыками, которые могли бы пригодится команде в море. Будь то торговый или военный флот, на корабле нет лишних моряков - все выполняют свои функции. Такие люди должны быть готовы работать вдали от дома, желательно уметь плавать и быть хорошими специалистами в своей отрасли, так как в море помощь придётся ждать долго.

Моряк - это опасная профессия. Иммунитет людей, населяющих разные регионы планеты, отличается. Поэтому часто прибывшие в иностранный порт служащие судна болеют заморскими болезнями. Погода на море тоже не всегда благоприятная и существует опасность крушения. Зато работа в море - это романтика. Каждый день есть возможность смотреть в бескрайние просторы царства Посейдона. Служба на корабле - это отличный способ увидеть дальние страны. Кроме того, воздух, насыщенный ионами йода полезен для здоровья.

Различные специальности, связанные с судоходством, можно получить в многочисленных морских, военно-морских институтах и академиях. Такие специалисты, как мотористы, механики, повара, медики получают образование в своих профильных учебных заведениях без предварительной подготовки к работе на судне. После некоторой практики из обычного сухопутного специалиста получается прекрасный моряк.


Моряк – романтичная и тяжелая профессия

Профессия моряка во все времена считалась одной из самых мужественных: ее всегда сопровождают шторма и невзгоды, связанные с плаваньями. «Кафа» встретилась с моряками торгового, пассажирского и военного флота, которые рассказали, что их суровая работа не просто инструмент для заработка – в море их позвала романтика и желание повидать мир.

«Море затягивает и всегда зовет»

Николай Пиронков, капитан теплохода «Юрий Гарнаев»:

Профессию эту я выбрал не случайно – у меня дед служил в Керчи в морской артиллерии еще при царе, старший двоюродный брат тоже моряк. Он ходил в дальние плавания, а когда приезжал из рейсов, меня очень увлекали его рассказы. На выбор профессии повлияла еще близость воды – я родился в городе Тараклия недалеко от Измаила, там рядом и река Дунай, и озеро Опук, и порт Одесса.

В общем, любовь к морю позвала в море. Я пошел учиться в Одесское мореходное училище и окончил два факультета: механический и судоводительский. После работал в портофлоте на каботажных судах и буксирах, потом на пассажирском флоте. Повышая квалификацию, ходил в Средиземное море: бывал в Италии, Франции, Турции, Греции, Болгарии, на Ближнем Востоке. А еще курсантом трижды был в дальних плаваниях – в морях и портах Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

Если говорить о плюсах этой профессии, то в разном возрасте видишь разные ее достоинства. В море идут люди, у которых романтика в душе и тяга к красоте и суровости моря. В молодости хочется повидать другие страны, почувствовать себя настоящим мужчиной – побеждать стихию и технику. Ну, и заработок неплохой эта работа всегда приносила, особенно в советские времена.

А минусы – это оторванность от дома, от земли, а в плаваниях – тоска по родным и близким. Это наиболее тяжелое чувство, которое приходится переживать морякам и их родственникам. На корабле работа без выходных, без праздников – сплошные будни. А кругом – море. С берега кажется, что профессия моряка очень романтична, но на самом деле – это тяжелая работа.

В море очень многое определяют отношения в экипаже и такое понятие, как взаимовыручка, ведь порой от одного человека зависит жизнь всей команды. Но, не смотря на все трудности, связанные с профессией, расставаться с ней нелегко: тот,

кто выходит на пенсию или уходит со службы по болезни – очень тоскует на суше без общения с морем, оно затягивает и всегда зовет.

«Море слабых не любит»

Валерий Савенков, заместитель начальника лоцманской службы Феодосии:

В море пошел сначала из романтических побуждений, а потом понял, что эта профессия дает возможность хорошо заработать: сначала хотелось посмотреть мир, увидеть, как живут люди в других странах, а потом появилась семья, дети – их нужно кормить.

Я окончил Одесское высшее инженерно-морское училище имени Ленинского комсомола по специальности морское судовождение. Сейчас это учебное заведение называется Одесская Национальная морская академия, кстати, совсем недавно он отметила свое 65-летие.

Я работал в торговом флоте, обошел весь мир, и, рассказывая, где бывал, проще назвать те страны, куда не пришлось заходить.

Что привлекает в профессии моряка: возможность увидеть весь мир, достойная и регулярная заработная плата. Ну, и конечно, возможность испытать себя как мужчину: к морю ведь привыкнуть надо, оно слабых не любит, и кто ты есть становится ясно после первого рейса.

Но если шторма и невзгоды только закаляют человека, то тоска по семье и земле – это очень тяжело. При длинных переходах очень утомляет постоянная качка – просто ноги подкашиваются, а еще в море организм больше ощущает воздействие магнитных бурь. Еще давит на психику ограниченность общения и пространства: все-таки корабль – это закрытое пространство, а вокруг только море. Большое значение имеют отношения, сложившиеся в экипаже. Если нет психологической совместимости с людьми, с которыми длительное время находишься в ограниченном пространстве, то работа превращается в каторгу. Моряку очень важно знать хотя бы английский язык, потому что команды зачастую смешанные.

Если говорить о том, каким должен быть моряк, то стоит заметить, что в любой профессии нужно быть прежде всего человеком, ну а моряк прежде всего – человек слова.

«Родину защищать – всегда престижно»

Геннадий Никитин, старший капитан портндзора торгового порта:

Моряком стал, потому что считал эту профессию очень интересной, мир хотелось увидеть, еще родину защищать – всегда престижно.

Учился я в Севастопольском Черноморском высшем военно-морском училище имени Нахимова (сейчас это академия), получил гражданскую специальность инженер-электромеханик и военную – специалист по ракетно-артиллерийскому вооружению. Отслужил 36 лет, и ни разу о выборе профессии не пожалел, много походил по свету, обошел весь земной шар – от Владивостока до Севастополя. Корабли, на которых я служил, обеспечивали безопасность гражданского судоходства и защищали родину.

Во время службы, конечно, было много сложностей, переездов с места на место, но на трудности не обращали внимания, да и раньше это все как-то проще решалось: и материальное обеспечение, и жилье все стабильно было.

Добросовестный, честный, порядочный, ответственный, мужественный, способный самостоятельно принимать решения – таким я вижу настоящего моряка.

Подготовила Татьяна МАГОМАЕВА

Статья из газеты «Кафа»

33.6

Для друзей!

Справка

Матрос (от лат. mattarius - спящий на грубой постилке) - младшее звание в военно-морском флоте или младший служащий судовой команды в торговом флоте.

После революции 1917 года звание «матрос» в российском флоте было заменено на «краснофлотец», а в 1946 году оно было восстановлено.

Морской флот в России зародился при Петре Первом. Построив первый корабль, царь назначил его командиром голландского моряка Муса и объявил ему, что он намерен изу-чить морское дело и пройти на корабле все должности. Начинал Петр с должности матроса и ответственно выполнял все поручения: от наполнения пивом кружки капитана до поднятия парусов. Таким образом, Петр Первый прошел во флоте все чины и дослужился до контр-адмирала.

Описание деятельности

В зависимости от того, на каком корабле несет службу матрос: военном, торговом или гражданском, он может выполнять разные виды работ. Но неизменными остаются судовые работы под руководством боцмана: приборка палубы и рубок, малярные, такелажные, погрузочные и другие судовые работы, в том числе на высоте и за бортом. Они следят за сотоянием палубных механизмов, смазывают их маслом, моют.

В торговом флоте матрос несет вахту. Он стоит на руле и ведет визуальное и слуховое наблюдение. Это очень напряженная работа, поэтому каждые полтора-два часа матросы сменяют друг друга. Матрос-рулевой под руководством начальника управляет судном. Он может справиться с этой задачей при любых условиях: при ветре, волнении, при плавании на мелководье, на заднем и переднем ходу. Поэтому матрос должен уметь пользоваться разными видами компасов, переходить с автоматического управления рулем на ручное и обратно. На международных судах матрос должен понимать все команды на английском языке.

Матрос умеет управлять всеми палубными техническими средствами (лебедками, кранами и др.) и работать с якорными устройствами. Матрос знает расположение на судне грузовых помещений, умеет пользоваться всеми средствами внутренней связи.

Основная работа матроса в основном связана с шумом и пылью. Многие задания он выполняет на открытом воздухе при любых погодных условиях - прямы солнечные лучи, дожди, сильный ветер, зимние холода.

Повседневная рабочая форма матросов называется флотский костюм или рабочее платье. Это костюм синего цвета, состоящий из рубахи, брюк особого покроя, полосатой тельняшки, матросского воротника и головного убора (бескозырки, берета или пилотки). В холодную погоду поверх надевается флотская шинель или бушлат.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

По указанию боцмана матрос производит уборку помещений, парусные грузовые, подсобные и другие работы на судне. Он должен быстро вязать морские узлы, далеко и точно закидывать бросательный конец при швартовке судна.

В его обязанности входит не только несение вахты, но и дежурство на спасательном посту. Он должен оказывать немедленную помощь людям, терпящим бедствие на воде. Для этого спасательный инвентарь и плавсредства на судне матрос должен содержать в готовности к действию. Он умеет пользоваться индивидуальными спасательными средствами, управлять шлюпками.

Матрос обязан знать расположение всех помещений и коммуникаций на корабле. Он умеет приводить в действие аварийную сигнализацию и использовать аварийное снаряжение. Кроме этого матрос способен принимать и передавать сообщения с помощью световой или флажной сигнализации.

Особенности карьерного роста

Начинают службу на корабле с должности матроса, постепенно поднимаясь до матроса 2-го и 1-го класса, и до старшего матроса. Всегда можно продолжить обучение на капитана судна или приобрести профессию штурмана.

Характеристика сотрудника

Матрос выполняет множество обязанностей. Причем делать свою работу он должен быстро и четко. Для этого ему нужно быть ловким, физически сильным и здоровым. Обязательной для него является дисциплина. Для несения вахты матрос должен обладать хорошим зрением, глазомером, устойчивым вниманием и быстрой реакцией, чтобы вовремя предупредить всех о надвигающейся опасности. Ему понадобиться отличная память, чтобы усвоить морскую терминологию и запомнить многочисленные команды, в том числе на иностранном языке.

Так как долгое время матрос проводит на судне, в коллективе, он должен быть коммуникабельным и способным к взаимовыручке.

Ни один матрос не состоится без умения отлично плавать, наличия вестибулярной устойчивости при волнении моря. Он не должен бояться высоты, ведь высота мачт на корабле может достигать 30 метров.

Специальности: военно-морское дело

Специализация по родам военного флота: надводный крейсерский флот, морская пехота, надводный авианосный флот, подводный флот, атомный подводный флот

Военно-морские специальности: навигация и управление судном; связь, телематика и пеленгация; морская артиллерия; управление боевыми ракетами и торпедными установками, противовоздушная оборона, обеспечение функционирования двигательной системы судна, военно-морская инженерия, интендантское дело, военно-морская медицина и другие, связанные с обеспечением пожарной и другой безопасности на флоте

Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения):

Военно-морские школы, училища и академии

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

То же, что и у военных сухопутных войск, однако при отборе будущих курсантов к состоянию здоровья предъявляются более высокие требования, особенно в отношении будущих подводников. Кроме того, для успешного прохождения профессиональной службы на судах военно-морского флота необходимо иметь твёрдый уравновешенный характер, быструю реакцию и сообразительность, устойчивость к психофизиологическому состоянию длительной качки, умение хорошо плавать. Весьма желательно от природы быть не склонным к конфликтам, дисциплинированным, обязательным человеком, всегда готовым немедленно в случае необходимости прийти на помощь. Очень важен проявляемый со школьной скамьи интерес к технике, морским судам, радио и компьютерам, а из школьных предметов – к математике, физике и астрономии.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Физкультура, плавание, ОБЖ, военное дело*, математика, информатика, физика, иностранный язык, русский язык и литература, история, биология, химия,* боевые искусства*, строевая подготовка*

Характер и содержание работы по данной профессии:

Служба в различных подразделениях военно-морского флота, командование подразделениями с постепенными повышением в званиях и должностях, выполнение технической работы в соответствии с полученной в военном учебном заведении военно-морской специальностью.

Очевидные плюсы

Все те же, что и для всех военных плюс возможность за государственный счёт повидать разные моря и океаны, земли и страны.

«Подводные камни», очевидные минусы

При выходе в военный или учебный рейд приходится надолго отрываться от семьи. Профессия связана с некоторым риском для здоровья и жизни даже в мирное время. Можно «заработать» морскую болезнь. У подводников свои специфические проблемы влияние длительного подводного плавания на здоровья. На атомных лодках имеется риск получить некоторую дозу радиации.

Возможные профессиональные заболевания : вегетососудистая дистония, морская болезнь – риск умеренный.

Вилка зарплаты (в рублях в месяц, не считая продовольственного пайка и обмундирования)*

20 000 – 70 000 – в зависимости от звания, типа судна и количества выходов в открытое море.

В былые времена стать военным моряком мечтал чуть ли не каждый второй мальчишка СССР. Когда же мальчики вырастали и их мечты становились более реалистичными, ребята видели в службе именно на флоте возможность побывать в заграничных портах, испытать на себе внимание зарубежных дам, которые, якобы (по бытовавшим в 60-70-е годы прошлого века представлениями), буквально вешались на русских военных моряков. Но те, кто действительно попадал на флот, начинали в последствии мыслить иными категориями. И нередко рассказывали больше о болтанках, в которые попадали во время рейда, и о том, насколько портились в такие периоды отношения между членами команды.

Море есть море. Оно одинаково действует и на рыбаков, и на военных моряков. То есть романтика морской службы на самом деле, может, и существует, но скорее больше в воображении тех, кто там пока ещё не служил. Для морских офицеров служба на несущем дежурство боевом корабле – это самые обычные профессиональные будни.

Мой приятель, отслуживший три года военно-морским фельдшером в звании простого матроса (к концу службы старшины), исполнял ещё и обязанности кока. Ему не очень повезло: попал на малое пограничное судно (тральщик с торпедными аппаратами) Тихоокеанской флотилии. То есть на берег они не сходили больше чем по два-три месяца, всего за три года, как он говорит, «проболтались» на волнах Охотского моря около 900 дней. Его счастье, что никому из моряков не пришлось во время почти постоянных качек вырезать аппендикс. Увы, но хирурга рядом с ним на тральщике не было.

Сегодня, конечно, ситуация представляется лучшей. И перерывы между выходами в рейд на флоте стали значительно большими, чем во времена СССР (сказалось окончание холодной войны с США), и корабельные штаты почти везде укомплектованы высококвалифицированными военными хирургами, фельдшеры-срочники у которых только в помощниках. Знакомый офицер-подводник Северного флота говорил, что и с дисциплиной у них давно уже нет проблем – вроде бы даже нет никакой дедовщины.

А тогда… мой приятель Игорь Гумиров (родом из моего родного города Балакова Саратовской области) рассказывал, что на их тральщике «правили бал» «деды», а не офицеры. Но я буду рад, если кто-то из читающих этот рассказ военных моряков заклеймит меня как исказителя реальной ситуации. Тем не менее я хочу подчеркнуть, насколько для будущего морского офицера важно быть не просто сильным (в смысле иметь крепкие мышцы да ещё владеть рукопашным боем), но прежде всего психологически сильным и гибким в общении с людьми, которыми придётся командовать.

Авторитет офицера, как обычно пишут ветераны армии и флота, завоёвывается упорным трудом, но лучше, если этот труд – на выработку в себе особой психологической силы, своего рода профессиональной харизмы – начать ещё в годы подготовки к службе.

Тут дело не только в том, что долгое и практически постоянное нахождение в поле зрения друг друга людям быстро надоедает. Надо ещё иметь в виду, что вам предстоит командовать парнями, совсем недавно закончившими школу (причём многие, вероятнее всего, её закончили кое-как) и нередко «страдающими» комплексами независимости. Вполне возможно, что в школе кто-то из них неформально «атаманил» в своём классе или даже в параллели. Увы, но пока наше школьное образование не избавилось от одного очень серьёзного недостатка – от природы умных, ответственных, скромных в отношениях со сверстниками и трудолюбивых мальчиков делать не пригодными к службе на флоте по состоянию здоровья. И что? Не набирать новые боевые команды вообще?

Отсюда и дедовщина, которая на флоте принимает специфический, подчас замаскированный, но более опасный для службы характер. Так вот задача офицера – не допустить развития какой-либо «дедовщины» в принципе. И как заранее, ещё до поступления в мореходку выработать в себе такие психологические качества, чтобы матросы, считающие себя «дедами по праву», возрастом не намного моложе командующего ими офицера, сразу бы сами захотели вам реально, а не внешне подчиняться?

Вопрос неоднозначный и трудный. Наверное, всё-таки каких-то универсальных рецептов в природе не существует. Вряд ли стоит увлекаться всякими курсами психотехники, гипноза, тренингами убеждения, как и перед зеркалом вырабатывать волевой взгляд, чтоб сразу зауважали. Ветераны командования говорят обычно, что нужно быть просто преданным службе до мозга костей, а на море – ещё и преданным морю. Словами это не описать – тут надо почувствовать в себе эту преданность. И она вполне может «сидеть» где-то у человека в подсознании. Если он проявит себя на службе офицером на боевом судне, то все психологические умения руководить подчинёнными бойцами возникнут в вас сами собой.

И вот тут я уверен: если вы, попытавшись глубоко прочувствовать описанный выше момент и добившись при этом какого-то эмоционального результата, не испытаете прилив отторжения (представьте себе океан, свинцовое небо над головой, ходуном ходящую под ногами палубу и злобные взгляды матросов, которым надоела «вся эта морская канитель» вместе с командирами, и берег далеко-далеко, а «помочь вам упасть за борт» вряд ли «дедам» составит труда), значит вы не столь впечатлительны, чтобы профессиональная служба в военно-морском флоте была вам противопоказана. Тогда идите смело.

Но помните, что вы должны не только «не бояться» злых парней и любить море, но и иметь в себе непреодолимое желание тонко и корректно помогать «пацанам»-матросам становиться настоящими бойцами, людьми моря, которые никогда не станут пиратами, а всегда останутся славными защитниками Родины, даже когда безвозвратно сойдут на берег.

Что же касается выбора военно-морской специальности, то это зависит от того, что вам больше нравится – навигация и вождение судна, обеспечение связи, компьютерное программирование, работа с артиллерийскими орудиями, возня с двигателями и прочей техникой, обеспечивающей жизнедеятельность и безопасность судна и его команды и так далее. В любом случае будущему офицеру надводного или подводного флота необходимо успевать по математике, физике, информатике, иностранному (лучше английскому) языку. Очень неплохо заниматься борьбой (к военной службе ближе самбо), а уж научиться отлично плавать моряку, как говорится, сам Бог велел.

Однако надо понимать и то, что офицер должен быть образцом для подражания во всём, в том числе и культуре. Грамотно и красиво говорить, уметь классно фотографировать, хорошо знать географию, историю своего отечества, разбираться в музыкальных и литературных произведениях классиков – для морского офицера особенно важно, какую бы должность на корабле он ни занимал – инженера, врача (да, есть полноценное и очень строгое обучение в области военно-морской медицины, сочетающее в себе лечебное дело, включая экстренную хирургию и травматологию, с военно-морским делом). А если вы ещё и играете на каком-либо музыкальном инструменте – цены вам на флоте не будет. И будем надеяться, что это действительно так. Удачи!

Моряк — человек, который работает на транспортнои или специальном судне или служит на корабле Военно-морского флота. Моряк это морская профессия.

Моряк — общее определение занятия. В зависимости от выполняемых функций или специализации моряки могут быть разделены на более точные профессии, например: капитан, штурман, лоцман, матрос и т. д. В зависимости от того, в какую команду (службу, часть) моряки входят на судне или корабле, они принадлежат к этой или нескольким командам, например, палубной команде.

Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизмы - занимается смазкой, уборкой, покраской. Палубные офицеры прокладывают курс на картах, проверяют оборудование, тренируют экипаж, несут ходовую вахту в море и следят за погрузкой судна в порту.

Моряк должен уметь плавать. Насколько хорошо? Плавать нужно уметь так, чтобы плыть самому и буксировать своего потерявшего сознание товарища. Каждые пять лет это проверяется, причем засекается время, за которое надо переплыть бассейн.

Морякам нельзя быть безответственными: слишком многое им доверено.

Люди на судне работают по графику «6 часов работы - 6 часов отдыха».

В последние годы участились случаи пиратства и похищения людей - даже в Европе. Тем не менее оружие экипажам выдавать запрещено. Шланг для тушения пожара - это всё, что есть на судне из оборонительного арсенала.

Образование

Чтобы стать матросом или мотористом, достаточно окончить годичный курс мореходной школы. Ее выпускники обычно попадают на работу на российские суда. Желающим работать под иностранным флагом необходимо удовлетворительное знание английского и опыт работы.

Те же, кто решил стать морским офицером, поступают на обучение в высшие мореходные учебные заведения, где учатся, набираясь опыта работы во время практики. Существуют также заочные отделения, где учатся уже работающие моряки. У выпускников морских вузов есть все шансы устроиться на работу прямо в иностранную компанию.

Английский в морских учебных заведениях изучают углубленно: именно этот язык признан международным языком во флоте. По-английски составляются все документы, ведутся радиопереговоры, происходит общение в смешанных экипажах, набранных в разных странах.

Моряков с плохим здоровьем в море не бывает: ни один врач не возьмет на себя такую ответственность - выпустить больного в рейс.

Работа в море традиционно считается мужской. И всё-таки, на какие должности в будущем могут рассчитывать девушки, желающие получить морское образование наравне с мужчинами? Традиционно это буфетчица, повар, дневальный (уборщица), но также это может быть, например, и штурман.