Подключение кд 50. Вертикально-сверлильный

Чаще всего к нашим домам, участкам, гаражам подведена однофазная сеть 220 В. Поэтому оборудование и все самоделки делают так, чтобы они работали от этого источника питания. В этой статье рассмотрим, как правильно сделать подключение однофазного двигателя.

Асинхронный или коллекторный: как отличить

Вообще, отличить тип двигателя можно по табличке — шильдику — на которой написаны его данные и тип. Но это только в том случае, если его не ремонтировали. Ведь под кожухом может быть что угодно. Так что если вы не уверены, лучше определить тип самостоятельно.

Как устроены коллекторные движки

Отличить асинхронный и коллекторный двигатели можно по строению. У коллекторных обязательно есть щетки. Они расположены возле коллектора. Еще обязательный атрибут движка этого типа — наличие медного барабана, разделенного на секции.

Такие двигатели выпускаются только однофазные, они часто устанавливаются в бытовой технике, так как позволяют получить большое число оборотов на старте и после разгона. Также они удобны тем, что легко позволяют менять направление вращения — необходимо только поменять полярность. Несложно также организовать изменение скорости вращения — изменением амплитуды питающего напряжения или угла его отсечки. Потому и используются подобные двигатели в большей части бытовой и строительной техники.

Недостатки коллекторных двигателей — высокая шумность работы на больших оборотах. Вспомните дрель, болгарку, пылесос, стиральную машину и т.д.. Шум при их работе стоит приличный. На малых оборотах коллекторные двигатели не так шумят (стиральная машина), но не все инструменты работают в таком режиме.

Второй неприятный момент — наличие щеток и постоянного трения приводит к необходимости регулярного технического обслуживания. Если токосъемник не чистить, загрязнение графитом (от стирающихся щеток) может привести к тому, что соседние секции в барабане соединятся, мотор попросту перестанет работать.

Асинхронные

Асинхронный двигатель имеет статор и ротор, может быть одно и трёхфазным. В данной статье рассматриваем подключение однофазных двигателей, потому речь пойдет только о них.

Асинхронные двигатели отличаются невысоким уровнем шумов при работе, потому устанавливаются в технике, шум работы которой критичен. Это кондиционеры, сплит-системы, холодильники.

Есть два типа однофазных асинхронных двигателей — бифилярные (с пусковой обмоткой) и конденсаторные. Вся разница состоит в том, что в бифилярных однофазных двигателях пусковая обмотка работает только до разгона мотора. После она выключается специальным устройством — центробежным выключателем или пускозащитным реле (в холодильниках). Это необходимо, так как после разгона она только снижает КПД.

В конденсаторных однофазных двигателях конденсаторная обмотка работает все время. Две обмотки — основная и вспомогательная — смещены относительно друг друга на 90°. Благодаря этому можно менять направление вращения. Конденсатор на таких двигателях обычно крепится к корпусу и по этому признаку его несложно опознать.

Более точно определить бифилярный или конденсаторный двигатель перед вами, можно при помощи измерений сопротивления обмоток. Если сопротивление вспомогательной обмотки больше в два раза (разница может быть еще более значительная), скорее всего, это бифилярный двигатель и эта вспомогательная обмотка пусковая, а значит, в схеме должен присутствовать выключатель или пусковое реле. В конденсаторных двигателях обе обмотки постоянно находятся в работе и подключение однофазного двигателя возможно через обычную кнопку, тумблер, автомат.

Схемы подключения однофазных асинхронных двигателей

С пусковой обмоткой

Для подключения двигателя с пусковой обмоткой потребуется кнопка, у которой один из контактов после включения размыкается. Эти размыкающиеся контакты надо будет подключить к пусковой обмотке. В магазинах есть такая кнопка — это ПНВС. У нее средний контакт замыкается на время удержания, а два крайних остаются в замкнутом состоянии.

Внешний вид кнопки ПНВС и состояние контактов после того как кнопка «пуск» отпущена»

Сначала при помощи измерений определяем какая обмотка рабочая, какая — пусковая. Обычно вывод от мотора имеет три или четыре провода.

Рассмотрим вариант с тремя проводами. В этом случае две обмотки уже объединены, то есть один из проводов — общий. Берем тестер, измеряем сопротивление между всеми тремя парами. Рабочая имеет самое меньшее сопротивление, среднее значение — пусковая обмотка, а наибольшее — это общий выход (меряется сопротивление двух последовательно включенных обмоток).

Если выводов четыре, они звонятся попарно. Находите две пары. Та, в которой сопротивление меньше — рабочая, в которой больше — пусковая. После этого соединяем один провод от пусковой и рабочей обмотки, выводим общий провод. Итого остается три провода (как и в первом варианте):

  • один с рабочей обмотки — рабочий;
  • с пусковой обмотки;
  • общий.

Со всеми этими

    подключение однофазного двигателя

Все три провода подключаем к кнопке. В ней тоже имеется три контакта. Обязательно пусковой провод «сажаем на средний контакт (который замыкается только на время пуска), остальные два — на крайн ие (произвольно). К крайним входным контактам ПНВС подключаем силовой кабель (от 220 В), средний контакт соединяем перемычкой с рабочим (обратите внимание! не с общим ). Вот и вся схема включения однофазного двигателя с пусковой обмоткой (бифилярного) через кнопку.

Конденсаторный

При подключении однофазного конденсаторного двигателя есть варианты: есть три схемы подключения и все с конденсаторами. Без них мотор гудит, но не запускается (если подключить его по схеме, описанной выше).

Первая схема — с конденсатором в цепи питания пусковой обмотки — хорошо запускаются, но при работе мощность выдают далеко не номинальную, а намного ниже. Схема включения с конденсатором в цепи подключения рабочей обмотки дает обратный эффект: не очень хорошие показатели при пуске, но хорошие рабочие характеристики. Соответственно, первую схему используют в устройствах с тяжелым пуском ( , например), а с рабочим конденсором — если нужны хорошие рабочие характеристики.

Схема с двумя конденсаторами

Есть еще третий вариант подключение однофазного двигателя (асинхронного) — установить оба конденсатора. Получается нечто среднее между описанными выше вариантами. Эта схема и реализуется чаще всего. Она на рисунке выше в середине или на фото ниже более детально. При организации данной схемы тоже нужна кнопка типа ПНВС, которая будет подключать конденсатор только не время старта, пока мотор «разгонится». Потом подключенными останутся две обмотки, причем вспомогательная через конденсатор.

Подключение однофазного двигателя: схема с двумя конденсаторами — рабочим и пусковым

При реализации других схем — с одним конденсатором — понадобится обычная кнопка, автомат или тумблер. Там все соединяется просто.

Подбор конденсаторов

Есть довольно сложная формула, по которой можно высчитать требуемую емкость точно, но вполне можно обойтись рекомендациями, которые выведены на основании многих опытов:

  • рабочий конденсатор берут из расчета 70-80 мкФ на 1 кВт мощности двигателя;
  • пусковой — в 2-3 раза больше.

Рабочее напряжение этих конденсаторов должно быть в 1,5 раза выше, чем напряжение сети, то есть, для сети 220 вольт берем емкости с рабочим напряжением 330 В и выше. А чтобы пуск проходил проще, для пусковой цепи ищите специальный конденсатор. У них в маркировке присутствует слова Start или Starting, но можно взять и обычные.

Изменение направления движения мотора

Если после подключения мотор работает, но вал крутится не в том направлении, которое вам надо, можно поменять это направление. Это делают поменяв обмотки вспомогательной обмотки. Когда собирали схему, один из проводов подали на кнопку, второй соединили с проводом от рабочей обмотки и вывели общий. Вот тут и надо перекинуть проводники.

В журнале «Моделист-конструктор» №4 за 2008 год уже была опубликована одна моя разработка небольшого настольного сверлильного станка. Теперь предлагаю читателям другую, на мой взгляд, более универсальную и интересную конструкцию. Между тем, и этот вертикально-сверлильный одношпиндельный станочек тоже совсем не трудно изготовить самому, имея практические навыки по механической обработке металлических деталей и их слесарной сборке, а некоторые наиболее сложные детали можно заказать мастеру-специалисту.

Назначение и принцип работы предлагаемого сверлильного станка схожи с подобными конструкциями. Отличия же - в деталях. Станок имеет три скорости вращения шпинделя. Для этого следует перебросить ремень из одних ручьёв шкивов в другие, что делается очень легко.

Основные узлы станка - стол, стойка, консоль с инструментальной головкой. Конечно, к ним необходимо отнести и электромотор, но это - агрегат самостоятельный и заводского изготовления, а потому отмечу лишь его характеристики. Тип электродвигателя - КД-50У4, мощность - 60 Вт, число оборотов - 2750 в минуту, напряжение питания - 220 В.

Стол - относительно тяжёлая стальная или чугунная плита. В данной конструкции для него использован швеллер №14 с укороченными отфрезерованными полками, это только потому, что на момент изготовления станочка он оказался наиболее подходящим из имевшегося в наличии материала. Но если станочек не требуется раз от раза переносить, тогда лучше применить плиту. С массивным основанием станок не будет «плясать» от вибрации по столу во время работы. В плоскости стола выполнены три сквозных резьбовых отверстия М5 для крепления стойки.

Стойка изготовлена из круглого стального стержня диаметром 20 мм. Снизу к ней приварен подпятник в форме срезанной шайбы с расположенными соответствующим образом (как в столе) гладкими отверстиями. Важно обеспечить строгую перпендикулярность оси стойки к плоскости подпятника. С помощью подпятника стойка и крепится к столу тремя винтами М5.

1 -рабочий стол (швеллер №14); 2-опорный фланец (сталь 45); 3 - стойка (сталь 45, круг 20); 4-консоль (чугун СЧ-21); 5-электродвигатель (КД-50У4); 6-панель для выключателя и лампы подсветки (текстолит или дюралюминий, лист s5); 7-ведущий шкив электродвигателя (дюралюминий, круг 54); 8 - крепление ведущего шкива на валу электродвигателя (винт М3); 9 - пассик (резиновое кольцо); 10-кожух шкивов и пассика, дюралюминий, лист б 1); 11 -приводной узел шпинделя; 12-верхний подшипник шпинделя (№18); 13 - стакан (сталь 45); 14-шпиндель (сталь 45); 15 - нижний подшипник шпинделя (№200); 16-зажимной инструментальный патрон (В-10); 17-ручка (резина); 18-рукоятка (Ст3, круг 10); 19-крепление рукоятки (винт М6, 2 шт.); 20-шайбы (4 шт.); 21 -светодиод; 22 - выключатель (трёхпозиционный тумблер); 23 - крепление корпуса подшипника к консоли (винт М3, 3 шт.); 24- механизм стопорения консоли; 25-крепление опорного фланца стойки к столу (винт М5, 3 шт.)

Стойка служит для вертикального перемещения по ней консоли. Консоль выполнена из довольно массивной заготовки из серого чугуна марки 21-40, а для облегчения детали средняя её часть максимально заужена - здесь выполнена большая галтель. Конечно, консоль можно сделать и стальной, но чугун обладает лучшими антифрикционными свойствами и трущиеся поверхности не надо даже смазывать. В концевых частях консоли просверлены два основных сквозных отверстия диаметрами 21 и 32 мм с межосевым расстоянием 95 мм: первое - для стойки, а другое - для стакана шпинделя. Если для кого-то вылет патрона покажется маловатым, то консоль можно сделать и с большим межосевым расстоянием между отверстиями для стойки и инструмента. Но тогда некоторые размеры необходимо соответственно скорректировать.

Стакан шпинделя изготовлен из стали Ст45. Чтобы стакан перемещался вверх-вниз на заданное расстояние подачи 42 мм, вдоль второго (большего) отверстия в консоли с одной стороны отфрезерован паз шириной 6 мм и длиной 60 мм.

Шкивы на электродвигателе и шпинделе применены сблокированные, трёхручьевые. Изготовлены они из дюралюминия, хотя можно применить и пластмассовые (текстолитовые), а также подобрать готовые (даже стальные). Клинового ремня необходимых размеров подобрать не удалось, а потому для передачи вращения использован резиновый круглый пассик (от гидроцилиндра сельхозтехники). Кстати, такой эластичный пассик даже даёт преимущества - его легче переустановить с ручья на ручей, да к тому же не требуется натяжное устройство.

Один из блоков шкивов насаживается непосредственно на вал электродвигателя и фиксируется здесь винтом М3, ввёрнутым в соответствующее отверстие в торце вала. Другой блок шкивов шпинделя насаживается на приводную втулку и фиксируется на ней винтом М3 с потайной головкой через соответствующее резьбовое отверстие, просверленное в среднем ручье блока шкивов.

1 -ведомый (приводной) шкив (дюралюминий, круг 59); 2 - приводная втулка шпинделя (сталь 45, круг 18); 3 - соединитель ведомого шкива и приводной втулки (винт М3 с потайной головкой); 4 - корпус подшипника ведомого шкива и приводной втулки (сталь 35, круг 57); 5 – подшипник (№1000902) ведомого шкива и приводной втулки; 6 -внутреннее стопорное разрезное кольцо; 7 - наружное стопорное разрезное кольцо; 8-шпиндель («обстановка»)

Шпиндель в стакане установлен в двух шарикоподшипниках: №18 (dхDхВ = 8x22x7) и №200 (10x30x9). Подшипники можно подобрать и другие, желательно закрытые пылезащитными шайбами. Конец шпинделя имеет укороченный конус Морзе под самоцентрирующийся патрон В-10. Патрон обеспечивает крепление сверла с цилиндрической частью от 0,3 до 6 мм. При желании можно шпиндель сделать и под патрон номером выше, рассчитанный на крепление сверла до 10 мм, но при этом следует учесть, что для сверления в стальных деталях отверстий такого диаметра мощности штатного электродвигателя может оказаться недостаточно.

Сборка шпиндельного узла выполняется в следующей последовательности. На приводную втулку насаживается подшипник №1000902 (15x28x7) и запирается внутренним стопорным кольцом. Далее подшипник (с втулкой) вставляется в свой корпус и фиксируется в нём другим (наружным) стопорным кольцом. Корпус подшипника четырьмя винтами М4 с потайными головками прикручивается сверху к консоли. После этого на втулку насаживается шкив и фиксируется здесь винтом М3 с потайной головкой через отверстие в среднем ручье.

Верхняя часть шпинделя на длине 75 мм имеет лыски с противоположных сторон, а во втулке есть два соответствующих боковых выступа. Благодаря им при совместной работе пары «втулка - шпиндель» становится возможным одновременное осуществление вращения и подачи насаженного на шпиндель патрона с инструментом.

Подшипники смазываются ЛИТОЛом или ЦИАТИМом.

Электродвигатель выбран довольно распространённый, используемый в бытовой технике - КД-50У4. Его мощность - N=60 Вт, число оборотов - 3000 в минуту. Двигатель крепится в трёх точках боком к панели управления. На этой же панели установлен и трёхпозиционный выключатель.

Стойка имеет высоту 300 мм - для сверления отверстий в небольших и негабаритных деталях этого вполне достаточно. Если же деталь высокая, то для её обработки консоль следует развернуть на 180 градусов, а сам станок установить на край стола (верстака) и закрепить здесь противовесом из дополнительного массивного груза или струбцинами.

Для удержания консоли на заданной высоте на стойке служит стопорный механизм, состоящий из зажима, представляющего собой половинку шпильки (или винта без головки) М10 с небольшим вырезом по диаметру стойки и соответствующей фигурной гайки с шайбой. Зажим устанавливается в глухом отверстии консоли, и лишь небольшой его резьбовой конец выходит наружу. Самое занятное в том, что со стороны не видно, как работает этот узел.

1 -зажим (сталь 45, круг 10); 2 - шайба (Ст3, круг 20); 3-фигурная гайка М10х 1

Рис. 4. Принципиальная электрическая схема подключения станка к бытовой электрической сети

Рукоятка подачи выполняется из круглого стального прутка, на неё насаживается ручка из диэлектрика. Ручка отогнута немного в сторону - это улучшает обзор и повышает удобство управления рабочим инструментом. На конце рукоятки просверлено отверстие для оси, с помощью которой она и соединяется с консолью. Ось - винт М6. В срединной части рукоятки делается плоская площадка (с обеих сторон выполняются лыски) и прорезается продолговатый паз. По пазу будет перемещаться тело винта М6, ввёрнутого в стакан шпинделя. Поджимом этого винта происходит удержание стакана со шпинделем в консоли, то есть и патрон не будет перемещаться - это требуется в том случае, когда подачу надо осуществить не инструментом, а заготовкой.

Об электросхемах подключения электродвигателя в бытовую сеть на страницах журнала говорилось неоднократно, да и никаких сложностей в этом вопросе нет. Кроме того, на корпусе двигателя укреплена табличка подключения его в сеть 220В. Но в схеме предлагаемого сверлильного станка имеются свои особенности. Например, в неё включён светодиод, сигнализирующий о готовности к работе. Станок снабжён подсветкой с отражателем, крепящейся сбоку к консоли (на рисунке не показана), которая включается одновременно и совместно с электродвигателем, трёхпозиционным выключателем (тумблером с нейтральным положением), позволяющим использовать реверс. Дополнительное освещение в зоне работы существенно влияет на качество работы, особенно при сверлении отверстий небольшого диаметра.

Для изготовления двухпроводных линий нужно взять латунную или медную проволоку диаметром 1,5-4- 2 мм. Узкая линия закапчивается узлом Г (рис. 5), который выполнен следующим образом. К узкой линии подключено согласующее устройство из трубок диаметром 10 мм. На одном конце трубки согласующего устройства замкнуты между собой металлическими планками и укреплены на стене или крыше дома вблизи ввода кабеля, идущего к телевизору (укреплять концы нужно на такой высоте, чтобы антенну можно было легко регулировать, но в то же время линию нельзя было случайно повредить).

Кабель, идущий к телевизору (желательно типа РКЗ), через симметрирующее устройство подключается к согласующему. Роль проводников симметрирующего устройства выполняют экранирующие оплетки отрезков кабеля РК-3, концы которых с одной стороны замкнуты накоротко между собой, а с другой подключены к трубкам согласующего устройства. Определить место этого подключения следует экспериментально методом последовательного приближения. Сделать Это можно так: установив вначале

размер L2=--p, где Яср- средняя

длина волны того телевизионного канала, прием которого предусматривается, добиваются наилучшего приема изображения, сначала изменяя размер Lx передвижением хомутиков симметрирующего устройства по трубкам согласующего устройства, а затем изменяя размер L2 передвижением короткозамыкающих планок по экранирующей оплетке кабелей симметрирующего устройства. Эту операцию следует проделать два-три раза. Выбрав из различных вариантов настройки наилучший, хомутики и планки закрепляют наглухо, и оголенные части кабеля РК-3 изолируют для предохранения от попадания влаги. Для настройки антенны можно также изменять длину согласующего устройства при помощи перемещения планок, замыкающих накоротко трубки этого устройства.

Описанная антенная система довольно громоздка, и поэтому необходимо позаботиться о ее жесткости. На рис. 7, о и 7, б показан один из вариантов закрепления системы. Оттяжки придают устройству необходимую устойчивость. Некоторые из

них (показанные иа рисунках) нужно разделить изоляторами, расставив последние друг относительно друга

па расстоянии меиьшие, чем

(Ямин- минимальная длина волны ра« бочего диапазона антенны). Следует обратить внимание на укрепление оттяжкой узла В, предотвратив излишнее провисание широких питающих линий и освободив их от механических нагрузок. Крепить оттяжку к линиям в узле В нужно через изоляционную плату, не нарушая симметрию системы питания.

Высоту мачты, на которой размещается антенная система, следует выбирать с таким расчетом, чтобы центр системы был выше предметов (строений, деревьев и т. п.), расположенных в направлений иа телецентр на протяжении 1,5-2 км. Ширина главного лепестка диаграммы направленности антенной системы по уровню половинной мощности составляет примСфно 25°. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к юстировке антенны в заданном направлении. Нежелательно, чтобы максимальные отклонения от направления иа телецентр превышали ±.5°.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ЗАВОДА „ЭЛЬФА"

Электродвигатели, выпускаемые вильнюсским заводом «Эльфа», широко применяются во многих бытовых электроприборах, магнитофонах. счетных и пишущих машинах. В течение прошлого года завод работал над изготовлением асинхронных электродвигателей самого различного назначения более двадцати наименований.

На рис. 1 приведены габаритные чертежи наиболее распространенных асинхронных однофазных электродвигателей малой мощности типа К.Д, ДАО, ДХМ, КДР и ДКС. Основные параметры этих электродвигателей указаны в табл. 1, а их габаритные размеры в табл. 2.

Электродвигатель с короткозамкнутым ротором и пусковой обмоткой типа ДАО (рис. 1,6) предназначен для привода бытовых стиральных машин и других электроприборов. Схема включения электродвигателя приведена на рис. 2.

Электродвигатели типов ДХМ-3 и ДХМ-5 (рис. 1,в) - асинхронные, однофазные, с короткозамкнутым ро¬

тором и пусковой обмоткбй встраиваемого исполнения. Они предназначены для привода компрессора бытовых электрических домашних холодильников. Схема включения двигателя типа ДХМ аналогична схеме включения электродвигателя типа ДАО (рнс. 2).

Электродвигатель типа КД-2 (рис. 1,о)-асинхронный однофазный с короткозамкнутым ротором, конденсаторный, используется для привода лентопротяжного механизма магнитофона. Схема включения двигателя приведена на рис. 3.

Электродвигатель’™ па КД-П (рис. 1 ,а)-асинхронный однофазный, конденсаторный. Ротор этого двигателя выполнен с разомкнутой беличьей клеткой, что позволяет получить мягкую характеристику. Двигатель предназначен для привода лентопротяжного механизма звукозаписывающей аппаратуры для подмотки и перемотки магнитной ленты. Схема включения двигателя показана на рис. 4.

Электродвигатель КД-30 (рис. 1,а) - асинхронный, однофазный, конденсаторный, с короткозамкнутым

Л. Цыганова

ротором, предназначен для привода контрольно-кассовых аппаратов типа КИ и КО. Схема включения двигателя показана иа рис. 5.

Электродвигатель КД-3,5 (рис. 1,о) -асинхронный, однофазный, конденсаторный, с короткозамкнутым ротором, предназначен для работы в звукозаписывающей аппаратуре при температуре окружающей среды от 5 до 75°С. Схема включения двигателя показана на рнс. 6.

Электродвигатель КД-25 (рис. 1,о) -- асинхронный, однофазный, конденсаторный, с короткозамкнутым ротором, предназначен для привода ленточного перфоратора и электро- филированной пишущей машиики ЭП. Схема включения двигателя показана на рис. 7.

Электродвигатель КД-50 (рис. 1,с) - асинхронный однофазный, конденсаторный, с короткозамкнутым ротором, может быть использован Для привода осциллографа типа Н102 и Н105. Схема включения двигателя приведена иа рис. 8.

Электродвигатель КД-50С (рис. !,а) - асинхронный, однофазный,

Для изготовления двухпроводных линий нужно взять латунную или медную проволоку диаметром 1,5-4- 2 мм. Узкая линия закапчивается узлом Г (рис. 5), который выполнен следующим образом. К узкой линии подключено согласующее устройство из трубок диаметром 10 мм. На одном конце трубки согласующего устройства замкнуты между собой металлическими планками и укреплены на стене или крыше дома вблизи ввода кабеля, идущего к телевизору (укреплять концы нужно на такой высоте, чтобы антенну можно было легко регулировать, но в то же время линию нельзя было случайно повредить).

Кабель, идущий к телевизору (желательно типа РКЗ), через симметрирующее устройство подключается к согласующему. Роль проводников симметрирующего устройства выполняют экранирующие оплетки отрезков кабеля РК-3, концы которых с одной стороны замкнуты накоротко между собой, а с другой подключены к трубкам согласующего устройства. Определить место этого подключения следует экспериментально методом последовательного приближения. Сделать Это можно так: установив вначале

размер L2=--p, где Яср- средняя

длина волны того телевизионного канала, прием которого предусматривается, добиваются наилучшего приема изображения, сначала изменяя размер Lx передвижением хомутиков симметрирующего устройства по трубкам согласующего устройства, а затем изменяя размер L2 передвижением короткозамыкающих планок по экранирующей оплетке кабелей симметрирующего устройства. Эту операцию следует проделать два-три раза. Выбрав из различных вариантов настройки наилучший, хомутики и планки закрепляют наглухо, и оголенные части кабеля РК-3 изолируют для предохранения от попадания влаги. Для настройки антенны можно также изменять длину согласующего устройства при помощи перемещения планок, замыкающих накоротко трубки этого устройства.

Описанная антенная система довольно громоздка, и поэтому необходимо позаботиться о ее жесткости. На рис. 7, о и 7, б показан один из вариантов закрепления системы. Оттяжки придают устройству необходимую устойчивость. Некоторые из

них (показанные иа рисунках) нужно разделить изоляторами, расставив последние друг относительно друга

па расстоянии меиьшие, чем

(Ямин- минимальная длина волны ра« бочего диапазона антенны). Следует обратить внимание на укрепление оттяжкой узла В, предотвратив излишнее провисание широких питающих линий и освободив их от механических нагрузок. Крепить оттяжку к линиям в узле В нужно через изоляционную плату, не нарушая симметрию системы питания.

Высоту мачты, на которой размещается антенная система, следует выбирать с таким расчетом, чтобы центр системы был выше предметов (строений, деревьев и т. п.), расположенных в направлений иа телецентр на протяжении 1,5-2 км. Ширина главного лепестка диаграммы направленности антенной системы по уровню половинной мощности составляет примСфно 25°. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к юстировке антенны в заданном направлении. Нежелательно, чтобы максимальные отклонения от направления иа телецентр превышали ±.5°.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ЗАВОДА „ЭЛЬФА"

Электродвигатели, выпускаемые вильнюсским заводом «Эльфа», широко применяются во многих бытовых электроприборах, магнитофонах. счетных и пишущих машинах. В течение прошлого года завод работал над изготовлением асинхронных электродвигателей самого различного назначения более двадцати наименований.

На рис. 1 приведены габаритные чертежи наиболее распространенных асинхронных однофазных электродвигателей малой мощности типа К.Д, ДАО, ДХМ, КДР и ДКС. Основные параметры этих электродвигателей указаны в табл. 1, а их габаритные размеры в табл. 2.

Электродвигатель с короткозамкнутым ротором и пусковой обмоткой типа ДАО (рис. 1,6) предназначен для привода бытовых стиральных машин и других электроприборов. Схема включения электродвигателя приведена на рис. 2.

Электродвигатели типов ДХМ-3 и ДХМ-5 (рис. 1,в) - асинхронные, однофазные, с короткозамкнутым ро¬

тором и пусковой обмоткбй встраиваемого исполнения. Они предназначены для привода компрессора бытовых электрических домашних холодильников. Схема включения двигателя типа ДХМ аналогична схеме включения электродвигателя типа ДАО (рнс. 2).

Электродвигатель типа КД-2 (рис. 1,о)-асинхронный однофазный с короткозамкнутым ротором, конденсаторный, используется для привода лентопротяжного механизма магнитофона. Схема включения двигателя приведена на рис. 3.

Электродвигатель’™ па КД-П (рис. 1 ,а)-асинхронный однофазный, конденсаторный. Ротор этого двигателя выполнен с разомкнутой беличьей клеткой, что позволяет получить мягкую характеристику. Двигатель предназначен для привода лентопротяжного механизма звукозаписывающей аппаратуры для подмотки и перемотки магнитной ленты. Схема включения двигателя показана на рис. 4.

Электродвигатель КД-30 (рис. 1,а) - асинхронный, однофазный, конденсаторный, с короткозамкнутым

Л. Цыганова

ротором, предназначен для привода контрольно-кассовых аппаратов типа КИ и КО. Схема включения двигателя показана иа рис. 5.

Электродвигатель КД-3,5 (рис. 1,о) -асинхронный, однофазный, конденсаторный, с короткозамкнутым ротором, предназначен для работы в звукозаписывающей аппаратуре при температуре окружающей среды от 5 до 75°С. Схема включения двигателя показана на рнс. 6.

Электродвигатель КД-25 (рис. 1,о) -- асинхронный, однофазный, конденсаторный, с короткозамкнутым ротором, предназначен для привода ленточного перфоратора и электро- филированной пишущей машиики ЭП. Схема включения двигателя показана на рис. 7.

Электродвигатель КД-50 (рис. 1,с) - асинхронный однофазный, конденсаторный, с короткозамкнутым ротором, может быть использован Для привода осциллографа типа Н102 и Н105. Схема включения двигателя приведена иа рис. 8.

Электродвигатель КД-50С (рис. !,а) - асинхронный, однофазный,

3-летним мальчишкой я купил себе за 113 руб. МотоВелосипед МВ-18. На мой взляд это самый удачный вариант веломопеда. Отъездил я на нем 17 лет и уже мой сын сломал его. 3 года назад я увидел на рынке Китайский Дырчик Форестер с веломотором F50 (КД50). Вспомнил детство и купил его за 11300 руб. Хочу дать сравнительный арализ моторов Д и КД. Сравнивать имеет смысл Д8 и КД50: Д8 последний в серии Д, КД50 и КД80 конструктивно идентичны. Обе модели имеют общего предка Д5. Есть версия будто СССР передал КНР линии по производству Д4 и Д5. Чем отличаются Д8 и КД50 от Д5. Более совершенными системами питания, зажигания и выхлопа. Карбюратор Д8 удобней регулировать. На своем Д6 качество смеси я регулировал на ходу почти в каждой поездке. В системе зажигания появилась световая обмотка и катушка зажигания. Новый глушитель дал существенную прибавку мощности. Короче говоря модернизация шла путем усложнения конструкции. Китайцы пошли другим путем. Карбюратор стал проще. Регулировка качества смеси достигается установкой уровня топлива в поплавковой камере. Набор сеток воздушного фильтра заменен поролоном. Золотниковая система подачи топлива заменена поршневой. Зажигание на КД стало электронным. Более того на моем Форестере стоит центробежный регулятор УОЗ. Иногда присутствует световая обмотка. Сцепление КД стало однодисковым. Манипуляции с глушителем позволяют увеличить мощность двигателя. Китайцы отказались от чугунной гильзы цилиндра. В целом двигатель Д8 долговечней КД50. Но чаще требует ТО. КД мощней и проще. На тот и другой вполне доступны запчасти. Самая распространенная неисправность моего Д6: Двигатель не заводится - искра есть, свеча мокрая. Я пацаном в таких случаях нарезал круги вокруг квартала, периодически меняя положения заслонки воздушного фильтра. Мой МВ-18 и прожил 17 лет, потому что я действовал по принципу "не навреди". Пока не установлен диагноз, нечего гайки крутить. Всегда надо подумать, а сможешь ли ты вернуть, все как было? Лучшее враг хорошему. Если все-таки руки чешутся, то купите сначала деталь, которую хотите модернизировать и на ней экспериментируйте. Теперь советы начинающим. Веломопед малобюджетный вариант. Советы стедующие. Если где-то валяется дедушкина Дэшка, попытайтесь ее реанимировать. На просторах интернета запчасти найти можно. Есть вожможность купить готовый веломопед берите. Если собираетесь ставить веломотор на велосипед, сначала купите веломотор (КД50 пошустрей, КД80 потяговитей, новый Д8 можно найти, но не советую). Критерии для выбора велосипеда: настоятельно рекомендую передние амортизаторы (иначе отобьете 5-ю точку, полетят спицы). Если дорого, то не берите с маленькими колесами (по той же причине): там, где большое колесо перекатывается через препятствие, маленькое ударяется. Теперь по части эксплуатации. Полазив по мопедным форумам, вы найдете много умных советов по тюнингу. Если веломопед для Вас средство передвижения, то ездите пока не сломается что-нибудь. Основным критерием настройки двигателя является цвет электродов свечи (кирпичный). Разработчики серии Д для каждой модели рекомендовали новый тип свечи от А10 на Д4 до А23 на Д8. Так что пробуйте сами. У КД стоит нечто китайское. Слишком горячая свеча приводит к калильному зажиганию, слишком холодная замасливается. Теперь о зажигании. Электронное зажигание надежнее, не требует ухода. Но если у вас стоит контактное зажигание, то не стремитесь его выбрасывать. УОЗ можно изменить и на нем. Есть в продаже детали. На Д5 стояло одно магнето и кулачки. Предлагают кулачки заменить на плату и бобину. Зажигание вышло из строя - что менять? Если вы с электроникой на ты - флаг в руки. Если нет купите зажигание от КД и, немного поколхозив, установите его на Д.