Алексей константинович толстой: поэзия. Биография, Толстой Алексей Константинович

Биография является источником первичной социологической информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности.

Биография воссоздаёт историю человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т. д.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Эдмунд I
  • Выхино (станция метро)

Смотреть что такое "Биография" в других словарях:

    БИОГРАФИЯ - повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существования. Занимает важное место в культуре различных эпох. Жизнь отд. личности может быть предметом науки,… … Энциклопедия культурологии

    Биография - см. Жанры, Методы литературные и Мемуары. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    БИОГРАФИЯ - (греч., от bios жизнь, и graphein писать). Описание чьей либо жизни. Производные: биографический, биограф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БИОГРАФИЯ греч., от bios, жизнь, и graphein писать.… … Словарь иностранных слов русского языка

    биография - и, ж. biographie f. 1. Описание чьей л. жизни. Ож. Краткия биографии славнейших новых писателей. МЖ 4 247. Биография, описание жизни одного человека. Корифей 1 209. || Характеристика, оценка. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    биография - Жизнеописание, житие, автобиография, послужной (формулярный) список, формуляр. У него формуляр нечист (замаран подсудностью)... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. биография… … Словарь синонимов

    биография - Биография, может быть, не стоило бы приводить здесь это кажущееся таким простым слово, но... Поскольку нередко приходится слышать сочетание биография жизни, исключать это слово из нашего словаря нельзя. Ведь биография в переводе с греческого… … Словарь ошибок русского языка

    Биография - Жизнь * Биография * Возраст * Время * Здоровье * Катастрофа * Путь(жизненный) * Рождение * Смерть * Смысл жизни * Судьба * Цель Биография Из автобиографии о ее авторе нельзя узнать ничего плохого, за исключением состояние его памяти. Ф.Джонс… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Биография - описание жизни человека, сделанное им самим (автобиография) или другими людьми. Биография является источником первичной социологической информации, позволяющий выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной… … Финансовый словарь

    БИОГРАФИЯ - (от био... и...графия) 1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия Жизнь замечательных людей) выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность,… … Большой Энциклопедический словарь

    биография - БИОГРАФИЯ, жизнеописание БИОГРАФИЧЕСКИЙ, жизнеописательный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    БИОГРАФИЯ - БИОГРАФИЯ, биографии, жен. (от греч. bios жизнь и grapho пишу). 1. Сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого нибудь лица. 2. перен. Чья нибудь жизнь. Он рассказал интересный случай из своей биографии. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Биография Александра Васильевича Суворова им самим написанная в 1786 году , А.В. Суворов. Биография Александра Васильевича Суворова им самим написанная в 1786 году, сообщенная в Императорское Общество истории и древностей российских действительным членом оного Д. П. Голохвостовым.…

Толстой, Алексей Константинович , граф, - русский писатель, поэт, драматург. С материнской сто­роны происходил из рода Ра­зумовских (прадед - послед­ний украинский гетман Кирилл Разу­мовский; дед - министр народного просвещения при Александре I - А. К. Разумовский). Отец- граф К. П. Толстой, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и её брата - писателя А. А. Пе­ровского, поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого. В 1834 поступил в Московский архив министерства иностранных дел. Затем был на дипломатической службе. В 1843 получил звание камер-юнкера. В конце 30-х - нач. 40-х гг. Алексей Толстой написал фантастические повести в стиле готического ро­мана и романтической прозы - «Семья вурдалака» и «Встре­ча через триста лет» (на франц. яз.). Первая публи­кация - повесть «Упырь» (1841, под псевд. Краснорогский) - сочувственно встречена В.Г. Белинским. В 40-е гг. Алексей Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов, напе­чатанных позднее (в 50-60-е гг.); многие из них приобрели широ­кую популярность («Ко­локольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом ло­зы», «Курган», «Васи­лий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и дру­гие). В начале 50-х гг. Толстой сблизился с И.С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и др. писателями. С 1854 печатает в «Со­временнике» стихи и литературные пародии. В сотрудничестве со своими двоюродными братьями А.М. и В.М. Жемчужниковыми в отделе «Литературный ералаш» «Современ­ника», в «Свистке» публиковал сатирико-пародийные произведения за подписью Козьма Прутков; творчество вымышленного ими автора стало пародийным зеркалом отживающих литературных явлений и вместе с тем создавало сатирический тип николаевского бюрократа, претендую­щего на роль законодателя художественного вкуса.

Отойдя с 1857 от участия в «Современнике», Толстой стал печататься в «Русской беседе», а в 60-70-х гг.- главным образом в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В эти годы он отстаивал принципы так называемого «чистого искусства», независимого от политических, в т. ч. освободительных, идей. В 1861 Толстой ушел со службы, которой очень тяготился, и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), роман «Князь Серебря­ный» (1863), историческую трилогию - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Толстого. В последнее десятилетие писал баллады («Змей Тугарин», 1868; «Песня о Гаральде и Ярославне», 1869; «Роман Галицкий», 187СХ; «Илья Муромец», 1871, и др.), стихотворные политические сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», опубл. 1883; «Сон Попова», опубл. 1882, и др.), поэмы («Портрет», 1874; «Дракон», 1875), лирические стихи.

Творчество Толстого проникнуто единством мотивов, фило­софских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края - эти осо­бенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров.

Политические идеалы Толстого были своеобразны. Сам он счи­тал, что стоит вне враждующих лагерей современного русского общества. Он ненавидел политический гнет, презирал носителей ретроградных взглядов и беспринципных политиканов-бюрократов, но не доверял и людям революционных убеждений, находил их деятельность вредной для общества. Обращаясь к истории и размышляя о судьбах страны, Толстой отрицал прогрессивность развития русской монархической государственности, объединения Руси вокруг Московского княжества. Бюрократизация государственного аппа­рата, неограниченность единодержавия царей представ­лялись Алексею Толстому результатом воздействия татарского ига на политический строй Руси. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя рыцарственной аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой,- таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатлен­ными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Канут» и др. образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления (напр., князь Владимир Киевский). По системе художественных средств эти баллады близки некоторым лирическим стихотво­рениям Толстого («Благовест», «Коль любить, так без рас­судку», «Край ты мой, родимый край» и др.).

Баллады Толстого, рисующие эпоху укрепления русской государственности, напротив, пронизаны драматическим началом. Сюжетами многих из них послужили события из истории царствования Ивана Грозного, который представлялся поэту наиболее ярким выразителем принципа неограниченного самовластия и полного поглощения личности государством. «Драматические» бал­лады более традиционны по форме, чем «лирические», относящиеся преимущественно к концу 60-х - нач. 70-х гг. Однако и в них Толстой проявил себя как оригинальный поэт, видоизменяющий поэтическую структуру жанра. Так, в балладе «Василий Шибанов» Толстой пересматривает героическую ситуацию спора свободолюбивого подданного с тираном, получившую признание под влиянием твор­чества Ф. Шиллера. Передавая обличение Ивана Гроз­ного Курбским, Толстой подчеркивает в участниках драма­тического конфликта - царе и мятежном боярине - общие черты: гордость, бесчеловечность, неблагодарность. Способность же к самопожертвованию, готовность пострадать за слова правды автор видит в простом че­ловеке, которого сильные мира сего приносят в жертву своему спору; безвестный раб одерживает нравственную победу над тиранией и своим подвигом восстанав­ливает торжество подлинно человеческого величия над мнимым. «Василии Шибанов», как и др. «драматические» баллады Толстого, по своей тематике и сложности психологических характеристик героев, по этичному подходу поэта к историческим событиям примыкает к произведениям крупных жанров.

В романе «Князь Серебряный» Толстой рисует жестокие столкновения сильных людей в обстановке разнуздан­ного самовластья и террора и показывает пагубное влияние тирании на личность самого монарха и его окружение. Полемизируя с историками, связывавшими прогресс общества главным образом с развитием и укреплением сильной, централизованной правительств, власти, Толстой стремился показать, какой непоправимый ущерб нанес России произвол монарха, уничтожавшего честных, не­зависимых людей. В романе показано, как, удаляясь от развращенного придворного круга, а иногда и скрываясь от преследований или социального угнетения, одарен­ные люди из разных слоев общества «творят историю», защищают родину от вторжения внешних врагов, открывают и осваивают новые земли (князь Серебря­ный, Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Митька и др.). Стиль романа связан с традициями исторического романа и повести 30-х гг., в т. ч. традициями, идущими от повестей Н. В. Гоголя «Страшная месть» и «Тарас Бульба».

В драматической трилогии Толстой изобразил русскую жизнь конца 16 - нач. 17 вв. Решение историко-философских проблем и в этих пьесах для него важнее, чем точное воспроизведение исторических фактов. Рисуя трагедию трех царствований и изображая трех самодержцев: тираничного, одержимого идеей божественного происхождения своей власти Ивана Грозного, мягкосердеч­ного Федора и мудрого правителя - «гениального честолюбца» Бориса Годунова, драматург подводит

читателя к выводу о враждебности логики государственной деятель­ности монарха принципам гуманности. В драматургии Толстой прямо откликался на политические события современ­ности: катастрофический «финал» тиранического правления Николая I и крах либеральных надежд в царствование Александра II. Особое значение Толстой придавал созданию индивидуальных, своеобразных и ярких характеров исторических лиц. Крупным достижением явился образ царя Федора, свидетельствующий об усвоении писателем принципов психологического реализма в 60-е гг. Постановкой трагедии «Царь Федор Иоаннович» был открыт в 1898 Московский Художественный театр.

Особенности исторического мышления Толстого сказались и в политических сатирах. За анекдотическим сюжетом «Сна Попова» скрывалась едкая насмешка поэта над либе­ральным декорумом и реакц. сущностью политического строя современной России. Полемика с революционной демократией отразилась в стихах «Порой веселой мая...», «Против течения» и др. В «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» Толстой подверг беспощадному осмеянию исторического явления, которые, как он считал, породили современную ему политическую систему. Интимной лирике Толстого, в отличие от его драматургии и баллад, чужда приподнятость тона. Его лирические стихотворения просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»). Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений Толстого положены на музыку русскими композиторами; романсы на его слова писали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чай­ковский, М. П. Мусоргский, А. Г. Рубинштейн, С. И. Та­неев и др.

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября н.с.) 1817 года в Петербурге. Граф, русский прозаик, поэт, драматург.

С материнской стороны происходил из рода Разумовских (прадед – последний украинский гетман Кирилл Разумовский; дед – министр народного просвещения при Александре I – А.К. Разумовский). Отец – граф К.П. Толсто, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата – писателя А.А. Перовского, поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого.

В 1834 году поступил в Московский архив министерства иностранных дел. Затем был на дипломатической службе. В 1843 году получил звание камер-юнкера. В конце 30-х – начале 40-х годов Толстой написал фантастические повести в стиле готического романа и романтической прозы - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (на франц. яз.). Первая публикация – повесть «Упырь» (1841 г ., под псевд. Краснорогский) – сочувственно встречена В.Г. Белинским. В 40-е годы А. Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861 ), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов, напечатанных позднее (в 50-60-е годы ); многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и другие).

В начале 50-х годов А. Толстой сблизился И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым и др. писателями. С 1854 года печатает в «Современнике» стихи и литературные пародии. В сотрудничестве со своими двоюродными братьями А.М. и В.М. Жемчужниковыми в отделе «Литературный ералаш» «Современника», в «Свистке» публиковал сатирико-пародийные произведения за подписью Козьма Прутков; творчество вымышленного ими автора стало пародийным зеркалом отживающих литературных явлений и вместе с тем создавало сатирический тип николаевского бюрократа, претендующего на роль законодателя художественного вкуса.

Отойдя с 1857 года от участия в «Современнике», Толстой стал печататься в «Русской беседе», а в 60-70-х гг . – главным образом в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В эти годы он отстаивал принципы т.н. «чистого искусства», независимого от политических идей. В 1861 году А. Толстой ушел со службы, которой очень тяготился, и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862 ), роман «Князь Серебряный» (1863 ), историческую трилогию – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866 ), «Царь Федор Иоаннович» (1868) , «Царь Борис» (1870 ).

В 1867 году вышло первое собрание стихотворений Алексея Толстого. В последнее десятилетие писал баллады («Змей Тугарин», 1868 ; «Песня о Гаральде и Ярославне», 1869 ; «Роман Галицкий», 1870 ; «Илья Муромец», 1871 и др.), стихотворения политической сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», опубл. 1883; «Сон Попова», опубл. 1882 и др.), поэмы («Портрет», 1874 ; «Дракон», 1875 ), лирические стихи.

Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А. Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 года скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

Творчество Алексея Толстого проникнуто мотивов, философских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края – эти особенности Толстого как человека и как мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров.

Политические идеалы А. Толстого были своеобразны. Сам он считал, что стоит вне враждующих лагерей современного русского общества. Он ненавидел политический гнет, презирал носителей ретроградных взглядов и беспринципных политиков-бюрократов, но не доверял и людям революционных убеждений, находил их деятельность вредной для общества. Обращаясь к истории и размышляя о судьбах страны, толстой отрицал прогрессивность развития русской монархической государственности, объединения Руси вокруг Московского княжества. Бюрократизация государственного аппарата, неограниченность единодержавия царей представлялась Толстому результатом воздействия татарского ига на политический строй Руси. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя рыцарственной аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, - таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией.

В 1871 году А.К. Толстой писал Я.П. Полонскому по поводу его романа "Признания Сергея Чалыгина": "Как... все дышит неподдельной правдой, и во всем слышится доброта и благородство! Вот это последнее качество рождает невольный вопрос: отчего самая простая вещь, сказанная честным и благородным человеком, проникается его характером? Должно быть, в писанной речи происходит то же, что в голосе.

Если два человека, один порядочный, а другой подлец, скажут вам оба: "Здравствуйте!"- то в этом слове послышится разница их характеров".

Это качество, благородство, многое определяет в человеческом облике и литературной деятельности самого Толстого. О его душевной чистоте и "рыцарской натуре" писали современники. И действительно, чувство собственного достоинства, искренность, прямота, органическая неспособность кривить душою, идти на нравственные компромиссы были отличительными свойствами Толстого; они не раз приводили писателя к размолвкам с его родными, знакомыми, правительственными верхами и делали привлекательным все, к чему ни прикасалась его рука.

Разумеется, это не избавляло Толстого от заблуждений и ошибок, но и в своих заблуждениях он был честен, и в них мы не обнаружим темных помыслов. "Гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал", - читаем в некрологической заметке Тургенева. "Совершенно удивительный был человек (и поэт, конечно)!" - отозвался о нем не очень щедрый на похвалы И.А. Бунин (письмо к М.В. Карамзиной, 1939).

Алексей Константинович Толстой происходил с материнской стороны из рода Разумовских. Последний украинский гетман Кирилл Разумовский был его прадедом, а граф А.К. Разумовский - вельможа и богач, сенатор при Екатерине II и министр народного просвещения при Александре I - дедом.

Мать поэта, ее братья и сестры были побочными детьми А.К. Разумовского. Вначале XIX века они были узаконены, получив дворянское звание и фамилию Перовские- от подмосковного имения Разумовского Перова.

Поэт родился 24 августа 1817 года в Петербурге. Отец, граф К.П. Толстой, не играл в его жизни никакой роли: родители сейчас же после рождения сына разошлись, и мать увезла его в Черниговскую губернию. Там, среди южной украинской природы, в имениях матери, а затем ее брата, Алексея Перовского, Толстой провел свое детство, которое оставило у него одни только светлые воспоминания.

Литературные интересы обнаружились у Толстого очень рано. "С шестилетнего возраста, - сообщает он в автобиографическом письме к А. Губернатису, - я начал марать бумагу и писать стихи - настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов... Я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику". Алексей Перовский, известный прозаик 20-30-хгодов, печатавший свои произведения под псевдонимом "Антоний Погорельский", культивировал в племяннике любовь к искусству и поощрял его первые литературные опыты.

В 1834 году Толстого определили "студентом" в Московский архив министерства иностранных дел. В обязанности "архивных юношей", принадлежавших к знатным дворянским семьям, входили разбор и описание старинных документов. В 1837 году Толстой был назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, а в 1840 году перевелся во 2-е отделение собственной его императорского величества канцелярии, в ведении которого были вопросы законодательства, и прослужил там много лет, довольно быстро продвигаясь в чинах. В 1843 году он получил придворное звание камер-юнкера.

О жизни и творчестве Толстого в 30-х и 40-х годах мы располагаем очень скудными данными. Красивый, приветливый и остроумный молодой человек, одаренный такой физической силой, что он винтом сворачивал кочергу, прекрасно знавший иностранные языки, начитанный, Толстой делил свое время между службой, не очень его обременявшей, литературными занятиями и светским обществом, которое очень привлекало его в молодости.

До 1836 года главным советчиком Толстого был Перовский (в 1836 г. он умер).Перовский показывал стихи молодого поэта своим литературным друзьям, в том числе В.А. Жуковскому, который сочувственно отзывался о них.

В конце 30-х - начале 40-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - "Семья вурдалака" и "Встреча через триста лет". В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом "Краснорогский"(от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть "Упырь". Весьма благожелательно отозвался о повести В.Г. Белинский, увидевший в ней "все признаки еще слишком молодого, но тем не менее замечательного дарования".

В 40-х годах Толстой напечатал очень мало - одно стихотворение и несколько очерков и рассказов. Но уже тогда был задуман исторический роман из эпохи Ивана Грозного "Князь Серебряный". Уже тогда Толстой сформировался и как лирик, и как автор баллад. К этому десятилетию относятся многие из его широко известных стихотворений - "Ты знаешь край, где все обильем дышит...", "Колокольчики мои...", "Василий Шибанов" и др. Все эти стихотворения были опубликованы, однако, значительно позже. А пока Толстой, по-видимому, вполне удовлетворялся небольшим кружком своих слушателей - светских знакомых и приятелей. Идейные искания передовой русской интеллигенции и горячие споры 40-х годов прошли мимо него.

В начале 50-х годов "родился" Козьма Прутков. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи (басни, эпиграммы, пародии), и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. В основе их искреннего, веселого смеха лежали неоформленные оппозиционные настроения, желание как-то преодолеть гнет и скуку мрачных лет николаевской реакции. Прутковским произведениям соответствовал и в жизни целый ряд остроумных проделок, которые имели тот же смысл. В январе 1851 года была поставлена комедия Толстого и Алексея Жемчужникова "Фантазия". Это пародия на господствовавший еще на русской сцене пустой, бессодержательный водевиль. Присутствовавший на спектакле Николай I остался очень недоволен пьесой и приказал снять ее с репертуара.

В ту же зиму 1850/51 года Толстой встретился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер, урожденной Бахметевой, и влюбился в нее. Они сошлись, но браку их препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Только в 1863 году брак их был официально оформлен. Софья Андреевна была образованной женщиной; она знала несколько иностранных языков, играла на рояле, пела и обладала незаурядным эстетическим вкусом. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим критиком. К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика, начиная с 1851 года.

года. Толстой постепенно приобретал более широкие литературные связи. В начале50-х годов поэт сблизился с Тургеневым, которому помог освободиться из ссылки в деревню за напечатанный им некролог Гоголя, затем познакомился с Некрасовыми кругом "Современника". В 1854 году, после большого перерыва, Толстой снова выступил в печати. В "Современнике" появилось несколько его стихотворений и первая серия прутковских вещей.

В годы Крымской войны Толстой сначала хотел организовать партизанский отряд на случай высадки на балтийском побережье английского десанта, а затем, в 1855году, поступил майором в стрелковый полк. Но на войне поэту побывать не пришлось- во время стоянки полка под Одессой он заболел тифом. После окончания войны, в день коронации Александра II, Толстой был назначен флигель-адъютантом.

Вторая половина 1850-х годов - время оживления общественной мысли и общественного движения после краха николаевского режима. Это время большой поэтической продуктивности Толстого. "Ты не знаешь, какой гром рифм грохочет во мне, какие волны поэзии бушуют во мне и просятся на волю", - писал он жене. В эти годы написано около двух третей всех его лирических стихотворений. Поэт печатал их во всех толстых журналах.

Вместе с тем это время характеризуется все более углубляющейся общественной дифференциацией. И уже в 1857 году наступило охлаждение между Толстым и редакцией "Современника". Одновременно произошло сближение со славянофилами. Толстой стал постоянным сотрудником "Русской беседы" и подружился с И.С. Аксаковым. Но через несколько лет он решительно отверг претензии славянофилов на представительство подлинных интересов русского народа.

05 сентября 1817 - 10 октября 1875

русский писатель, поэт, драматург, член-корреспондент Петербургской АН

Биография

Отец - граф Константин Петрович Толстой. Мать - Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А. К. Разумовского . Она разошлась с мужем сразу после рождения ребёнка по неизвестным причинам. Вместо отца, Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский, известный писатель, печатавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский . Раннее детство Алексей провёл на Украине, в имении дяди. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 г. он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II.

В 1834 году Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии , в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе. В 1843 году - придворное звание камер-юнкера.

В конце 1830-х - начале 1840-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В. Г. Белинский , увидевший в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования».

Зимой 1850/51 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827-1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. После отставки со службы в 1861 году Толстой только изредка наезжал в столицу. Жил в усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом (не сохранилась) или в ещё более далёком от столицы Красном Роге (Черниговской губернии, Мглинского уезда). В 1860-1870-х гг. много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция, Англия). Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Сборник стихотворений вышел в 1867 г.

28 сентября 1875 года, во время очередного сильнейшего приступа головной боли, Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия (которым лечился по предписанию врача), что привело к смерти писателя.

Музей-усадьба Алексея Толстого расположена в Красном Роге (ныне Почепский район Брянской области). Здесь граф провёл детские годы, неоднократно возвращался в эти места в зрелом возрасте, здесь же и был похоронен.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты;

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю…
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

«Средь шумного бала, случайно…» (1851)